Почему онлайн-курсы не всегда работают
Эксперт Курочкина Оксана делится наблюдениями об обучении взрослых и его эффективности, рассматривает ключевые факторы, влияющие на усвоение знаний и мотивацию
Почетный адвокат МО, ментор бизнеса, член Общественного совета при Роспатенте, эксперт АСИ ТПП РФ, Преподаватель ГУУ, РЭУ им. Плеханова, МГИМО
Пятый год системно занимаюсь построением учебных программ для АК Джаст Скиллс и вот несколько моих наблюдений относительно обучения взрослых и его эффективности.
1. Умение передавать знания встречается значительно реже, чем знание предмета. Профессионалов много, учителей — катастрофически мало. Например, в области ВЭД необходимы педагоги, которые не просто знакомы с концепциями международной торговли, но и имеют практический опыт работы с документами, таможенными процедурами и договорами. А еще любят и умеют делиться своим опытом. Из-за такой «избирательности» при выборе педагогов по сути получается образовательный бутик. Ну а попытки масштабирования, как показывают примеры, часто приводят к тому, что лишь небольшая часть студентов завершает курсы. А о качестве полученных знаний говорить даже не хочется.
2. Основная задача обучения (во всяком случае у нас) состоит не столько в усвоении знаний, сколько в получении навыков делать что-то иначе, либо в улучшении и применении уже имеющихся навыков. И решение такой задачи не достигается за счет теоретических лекций: необходимо проводить практические занятия и регулярно повторять материал. Для участников ВЭД это означает обучение не просто теории, а, к примеру, навыкам ведения переговоров с иностранными партнерами, способам оптимизации логистических процессов или построения эффективной цепочки поставок.
3. Гораздо важнее продуманная последовательность задач, чем использование исключительно даже хорошо структурированного набора информации. Сегодня в интернете полно ресурсов, только учись. Но результатами похвастать могут немногие. Мы, например, в обучении участников ВЭД, начинаем с простых заданий по составлению внешнеэкономических контрактов, а затем переходим к более сложным сценариям, связанным с международной логистикой или валютным регулированием.
4. Окружающая среда имеет наибольшую силу в плане мотивации. Потому мы стремимся к созданию обстановки, в которой обучение будет восприниматься как естественный и увлекающий процесс. А еще мы верим в силу сообщества профессионалов, любящих учиться и делиться полученным опытом.
Пять лет — «детский» возраст даже для образовательной организации. Потому продолжаем, наблюдать, учиться и рефлексировать.