АО «ДКС» 25 мая 2023

«Мы больше не ищем таланты». Как бизнес решает проблему дефицита кадров

Компания ДКС утверждает, что современные предприятия больше не ищут таланты

Олег Нечаев
Начальник отдела автоматизированных систем управления

Начальник отдела автоматизированных систем управления компании ДКС.

Никогда раньше российский рынок не менялся и не развивался в таком темпе, как это происходит сейчас. Обнадеживает, что у ведущих российских предприятий достаточно ресурсов на расширение. Однако большой проблемой остается нехватка человеческих ресурсов. Компания ДКС — ведущий российский производитель кабеленесущих систем, низковольтного оборудования и IT-решений, — утверждает, что современные предприятия больше не ищут таланты. Теперь прогрессивные компании создают собственные кузницы кадров, в которых эти таланты выковываются. Как это происходит? 

Рассказывает Олег Нечаев — начальник отдела автоматизированных систем управления компании ДКС:

«Производственным предприятиям не хватает специалистов, которые имели бы не только теоретическую подготовку, но и практический опыт. А потому новый тренд — это объединение теории и практики. Практика помогает лучше усвоить то, что уже изучено в учебных классах. Такая программа способствует подготовке квалифицированных кадров, имеющих практический опыт по изучаемой специальности.

Существует, например, федеральный проект «Профессионалитет». Его главная задача — широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям. В рамках этого проекта открываются технические университеты и колледжи на базе промышленных предприятий, которые растят специалистов как для себя, так и для других предприятий (заказное обучение). Примеры таких учебных заведений — политех Алабуга, Учебный центр ДКС. 

Это заведения со схожими моделями и целями. Для них характерны:

  • Бесплатное обучение;
  • Преподаватели с практическим опытом; 
  • Современное оснащение учебного центра;
  • Возможность трудоустройства;
  • Трансфер до места обучения;
  • Сочетание теоретического обучения и практики.

Такая система подготовки позволяет дать обучающимся знания, которые пригодятся им в реальной работе и погружают их в профессиональную среду.

В данный момент компания ДКС особенно остро нуждается в инженерах

Почему именно в них? Производство ДКС динамично развивается. И оно, по большей части, автоматизировано. То есть при открытии каждого нового цеха или расширении задач какого-либо отдела автоматизации нам требуются инженеры по автоматизации. Таких специалистов на рынке труда в целом большой дефицит. А в Тверской области или на Дальнем Востоке, где расположены наши производственные мощности, ситуация еще хуже. Поиск подходящего инженера порой занимает более полугода, а иногда — даже дольше. Например, специалиста в свой отдел я ищу с ноября прошлого года, и пока не нашел.

Часто к нам на собеседование приходят люди, окончившие ВУЗы. К сожалению, зачастую уровень подготовки, который они получили, оказывается недостаточным для работы. И в этом нет их вины: их учат либо только теории, либо практике на старом оборудовании, т.к. закупить новое учебное заведение просто не в состоянии. 

Например, у нас обучающая роботизированная ячейка KUKA стоит 7000000 рублей. Ни один ВУЗ в Тверской области просто не имеет возможности потратить такие средства на один-единственный стенд. И ни один преподаватель Тверского ВУЗа не знает, как обучать программированию такого робота.

Растим кадры самостоятельно

По перечисленным выше причинам мы приняли решение растить инженеров по автоматизации и роботизации производства сами, с нуля. Два года назад был открыт учебный класс по роботизации и автоматизации производства. Причем обучение специалистов заточено под потребности именно нашей компании. Мы проводим практику сразу на реальном оборудовании, а обучение ведут действующие инженеры. У нас есть только дисциплины, которые будут нужны в работе — никаких философий и этик.

Наши преподаватели обладают высочайшим уровнем компетенций — у них не только красные дипломы профильных ВУЗов и международные сертификаты, но и практика. Наши преподаватели успели побывать с обеих сторон: когда-то они сами пришли в ДКС, студентами или выпускниками с большим багажом теоретических знаний. Однако практические знания им пришлось приобретать на практике.

И теперь, когда практического опыта накопилось достаточно, инженеры ДКС сами готовы учить. Они знакомы и с теорией, и с практикой, и с тем, как рассказать, чтобы было понятно. В отделе автоматизированных систем управления многие инженеры — это бывшие электромеханики. Мы увидели в них потенциал, базовые знания и желание учиться.

Кооперация с Тверским Государственным Университетом

29.09.21 ТГУ подписал с ДКС договор на совместное обучение студентов по специальности «Мехатроника и робототехника». Мы разработали все учебные планы, которые касаются профильных дисциплин. Сейчас мы преподаем мехатронику и робототехнику, электротехнику, гидроавтоматику и электропневмоавтоматику мехатронных огобототехнических систем, электронику и схемотехнику – и многое другое, всего более 15 дисциплин, необходимых для работы. Также все студенты стажируются на производстве ДКС.

Какая техника установлена в учебном классе?

Основное правило практического обучения — у обучающихся должна быть возможность применить полученные знания на практике. Этому принципу соответствует и оснащение учебных классов.

На данный момент там установлены:

  1. Роботизированная учебная ячейка KUKA 
  2. Макеты производства с контроллерами и HMI-панелями SIEMENS 
  3. Учебный стенд — привод
  4. Учебный стенд — пневматика

Это — наше настоящее. А что в будущем?

У нас большие планы. Так, 08.11.22 договор на совместное обучение был подписан с ТГТУ. Но специальность пока не выбрана. Когда она будет известна, нам также предстоит разработать учебные планы и практические занятия, которые будут полезны будущим специалистам. Также мы планируем улучшить оснащение учебного центра. На 2024 год запланирована покупка промышленных роботов по сварке, паллетированию и кобота (коллаборативный робот).

Мы считаем, что практическое обучение — это очень перспективное направление. Не секрет, что в первые годы после окончания ВУЗов многие уходят из профессии или же не могут найти работу по специальности. Потому что обнаруживают, что те знания, которые они получали в течение нескольких лет, абсолютно оторваны от действительности. Они не применимы на практике. 

Когда предмет преподают люди, у которых есть многолетний реальный опыт в профессии, когда мертвая теория подкрепляется живой и интересной практикой — это совсем иной уровень вовлеченности. Именно к этому нам нужно стремиться при подготовке кадров».