Иностранный аудит под запретом: что теперь будет с российским рынком
Аудит в России: иностранные компании под запретом с 2026 года. Как это изменит рынок? Разбираемся с экспертом Натальей Халамовой
Наталья Халаманова, основательница CAF Group, имеет юридическое и финансовое образование. Она закончила MBA Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ
Правительство Российской Федерации внесло изменения в законодательство, которые существенно повлияют на рынок аудиторских услуг. Отныне госзакупки аудиторских услуг будут доступны только компаниям с российским контролем. Как это решение отразится на конкуренции, качестве услуг и перспективах российских аудиторов, рассказала Наталья Халаманова, основательница аутсорсинговой компании CAF Group.
Новые правила
Правительство России запретило закупки аудиторских и консультационных услуг у российских компаний, которые находятся под иностранным контролем, сообщила пресс-служба Минфина РФ.
Постановление кабмина касается государственных закупок, а также закупок отдельных юрлиц. Запрет действует на сотрудничество с компаниями, в составе участников или учредителей которых есть иностранные лица. Кроме того, они не могут владеть более чем 10% акций или долей в уставном капитале компании РФ, чтобы она оказывала аудиторские услуги в этих случаях.
В ведомстве напомнили, что такой запрет уже существует на пользование услугами иностранных лиц. Такое постановление правительство опубликовало 23 декабря 2024 г. Теперь в России нельзя будет также пользоваться услугами в области аудита, финансовых консультаций, бухучета, налогового консультирования от тех компаний, которые контролируются иностранными лицами.
Решение правительства направлено на укрепление финансового суверенитета России и снижение зависимости от иностранных структур в сфере аудита и консалтинга. При этом, как подчеркнули в Минфине, решение не распространяется на компании из государств — членов ЕАЭС.
Влияние на конкуренцию
Уход иностранных аудиторских компаний с российского рынка открывает значительные перспективы для отечественных игроков. Этот шаг неизбежно усилит конкуренцию среди российских аудиторских фирм, которые теперь смогут бороться за крупные государственные контракты. Освободившаяся ниша потребует от них расширения штата и повышения квалификации сотрудников.
Компании, которые обладают безупречной репутацией, опытом работы с крупными заказчиками и необходимыми лицензиями, получат возможность занять лидирующие позиции. Более того, эта ситуация станет стимулом для инвестиций в собственное развитие, куда входит привлечение новых специалистов и углубленное обучение уже работающего персонала.
Кто готов к новым масштабам?
Наибольшие преимущества получат крупные российские аудиторские фирмы, которые уже имеют опыт работы с государственными заказчиками и обладают необходимыми ресурсами.
Уже сейчас наблюдается повышенный интерес со стороны российских компаний к расширению своих возможностей в этой сфере. Некоторые фирмы, которые ранее работали на частный сектор, теперь активно прорабатывают вопросы получения нужных документов для участия в госзакупках.
Качество услуг
Вопрос влияния запрета на иностранный аудит на качество предоставляемых услуг остается открытым. С одной стороны, усиление конкуренции среди российских игроков может привести к повышению качества услуг, так как компании будут стремиться выделиться на фоне других. С другой стороны, резкий переход и увеличение нагрузки на имеющиеся ресурсы могут создать временные трудности.
Российским компаниям необходимо будет уделять особое внимание повышению квалификации своих сотрудников, внедрению современных методик аудита и обеспечению строгого контроля качества. Важно, чтобы этот процесс трансформации не привел к снижению стандартов, а наоборот, стал стимулом для их повышения.
Потенциальные риски для качества и конкуренции
Хотя запрет призван стимулировать российских аудиторов, на начальном этапе возможно сокращение общего числа игроков на рынке, что может привести к временному снижению конкуренции. Это может сказаться на ценах и скорости предоставления услуг. Подорожание услуг аудита в среднем по рынку может составить от 10% до 12%.
Существует опасение, что некоторые российские компании могут быть не готовы к объему и сложности государственных аудитов, что потенциально может сказаться на качестве предоставляемых услуг.
Кроме того, иностранные аудиторские компании часто приносят с собой передовые международные практики и экспертизу. Ограничение их доступа к российскому рынку может замедлить внедрение новых методик и стандартов аудита в стране.
Перспективы для российских аудиторов в 2025 году
По итогам 2024 года рынок аудиторских услуг вырос на 4,6% по сравнению с прошлым годом. 2025 год прогнозируется как период значительного роста для российского аудиторского сектора.
Потенциальный рост связан с изменением распределения госзаказов, а также с общим усилением тренда на прозрачность и подотчетность в бизнесе. Компании стремятся соответствовать новым регуляторным нормам и укреплять доверие партнеров и инвесторов, что неизбежно увеличивает спрос на профессиональный аудит.
Для российских аудиторских фирм открываются новые перспективы. Спрос на качественные аудиторские услуги будет расти как со стороны государственных структур, так и частного бизнеса.
В целом, запрет на госзакупки аудиторских и консультационных услуг у фирм под иностранным контролем — важный шаг к поддержке российского бизнеса и укреплению экономической независимости. Чтобы это начинание было успешным, нужно активно развивать российские аудиторские компании, следить за качеством их услуг и адаптироваться к меняющимся условиям рынка.