Проект организации дорожного движения — нюансы согласования
В каких случаях требуется разработка и согласование проекта организации дорожного движения в Санкт-Петербурге
Более 30 лет работает на руководящих должностях в компаниях строительной сферы, последние годы специализируется на объектах линейного строительства (участках улично-дорожной сети)
Проектирование и согласование проектов организации дорожного движения (ПОДД) в Санкт-Петербурге — это обязательная часть проектной документации при строительстве, реконструкции или эксплуатации объектов, затрагивающих улично-дорожную сеть. Без правильно оформленной документации невозможно запустить стройку, ввести объект в эксплуатацию или обеспечить его безопасное функционирование. Тем не менее, у многих заказчиков возникает закономерный вопрос: зачем вообще нужны такие работы и в каких случаях они обязательны?
Зачем нужен проект организации дорожного движения
ПОДД — это документ, который регламентирует, как будет организовано движение транспорта и пешеходов на период строительства или эксплуатации объекта. Такой документ, наряду с остальной разрешительной документацией, легализует строительные работы. Он определяет схему движения пешеходов и транспорта как во время производства работ, так и после. Отсюда и два основных вида ПОДД: на период эксплуатации дорог или их участков (постоянный ПОДД) и на период производства работ (временный ПОДД). ПОДД на период эксплуатации дорог или их участков отображает, как будет организовано движение на участке улично-дорожной сети уже после всех преобразований и строительства — знаки, разметка, ограждения и т.д. ПОДД на период производства работ отображает, как будет организовано движение в период строительства, в том числе перенос пешеходных переходов, изменение фаз светофорного регулирования, зачехление существующих или установка новых временных дорожных знаков.
И постоянный, и временный ПОДД согласуются с инстанциями, указанными в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2019 № 812, после чего документация утверждается Комитетом по транспорту с присвоением реестрового номера. Среди профильных транспортных исполнительных органов государственной власти в этом списке есть и государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ), которая выдает ордер на производство работ, а также разрешение на ограничение движения. Без утвержденного ПОДД нельзя получить ордер на производство работ, разрешение на перекрытие движения, а также ввести объект в эксплуатацию. На практике без ПОДД невозможно обойтись, когда проект затрагивает дороги общего пользования, требует временного перекрытия улиц или изменения привычных маршрутов транспорта. В таких случаях городские органы строго контролируют порядок действий и требуют официального согласования.
Когда требуется разработка ПОДД в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге необходимость разработки ПОДД возникает в ряде случаев:
- при строительстве жилых и коммерческих объектов, если зона производства работ затрагивает улично-дорожную сеть и тротуары;
- при реконструкции или ремонте инженерных коммуникаций, когда требуется проведение земляных работ в тротуаре или вблизи проезжей части;
- при организации временных строительных площадок на дорогах общего пользования;
- при изменении схемы движения транспорта или размещении временных технических средств организации движения;
- при строительстве новых постоянных или временных примыканий к дорогам;
- при временном или постоянном изменении схемы движения на дорогах;
- при изменении фаз светофорного регулирования.
ПОДД требуется, когда планируется изменить существующие знаки или разметку, а также временно ограничить движение транспортных средств или пешеходов. В таких ситуациях необходимо документально подтвердить, что организация движения будет безопасной, упорядоченной и соответствующей действующим нормативным требованиям.
Трудности при подготовке документации
Основная трудность для заказчика заключается в том, что требования к ПОДД часто изложены фрагментарно, а также нередко дополняются устными разъяснениями или внутренними регламентами. Полагаться исключительно на официальные регламенты при работе с ПОДД затруднительно: на практике существуют устоявшиеся процедуры подачи документации, негласные требования к составу и предварительному согласованию, а формулировки нормативных документов зачастую допускают различную интерпретацию со стороны отдельных специалистов. В некоторых случаях при разработке ПОДД во внимание принимаются также данные о транспортных потоках и расчеты, которые, не имея специальных навыков и программного обеспечения, не проверить. К тому же транспортно-экономические изыскания являются трудоемкой и дорогостоящей работой без четких требований к результату и методике. В результате заказчики сталкиваются с долгими согласованиями и непредвиденными задержками. Это увеличивает сроки реализации проекта и может повлечь за собой дополнительные затраты.
Что требуется для разработки и согласования ПОДД?
Для проектирования понадобятся:
- Схема планируемой планировочной организации земельного участка под строительство;
- Строительный генеральный план объекта;
- Планировочные решения планируемых въездов;
- Информация об этапах строительства и требованиях к организации движения в период строительства;
- Топогеодезическая подоснова масштаба 1:500 с актуальным отображением дневной поверхности территории.
Грамотно подготовленный ПОДД позволяет заранее узнать и учесть требования всех согласующих органов, обеспечить безопасность участников движения, минимизировать риски штрафов и остановки работ при проверках ИОГВ. Другими словами, ПОДД — это инструмент, который помогает не только выполнить формальные требования, но и сделать реализацию проекта предсказуемой и безопасной.