Чем старый «Гольф» и ВАЗ-2108 лучше современных иномарок
Алексей Вожаков уверен: раньше умели делать автомобили. Над ними трудились маэстро дизайна, у них были фанаты и подражатели. А теперь делают гаджеты на колесах
Алексей Вожаков является экспертом в издательском и автомобильном бизнесе, знает как устроен отечественный авторынок и российский автопром, являлся членом жюри различных автомобильных конкурсов
50 лет назад, а точнее, в мае 1974‑го первые «Гольфы» появились в продаже. Этому предшествовало, казалось бы, рядовое событие. В 1969 году Туринский автосалон посетил тогдашний глава Volkswagen Курт Лотц. После этого он пригласил в Вольфсбург молодого руководителя Italdesign Джорджетто Джуджаро. Ведь четыре из шести более всего понравившихся немецкой делегации новинок салона были разработаны в этом ателье. Через пару месяцев господин Лотц скажет: «Мы хотим, чтобы вы нарисовали преемника «Жука». Джуджаро сделал наброски, и проект был одобрен. Естественно, от первого эскиза до его воплощения в серию в 1974 году многое поменялось. Но фундамент, заложенный легендарным итальянцем, и его «ДНК», прослеживаются и в более поздних моделях «Гольфа». За 2,5 года 1 млн автомобилей нашел своего покупателя. В 1976 году был создан «Гольф» GTI — компактный городской автомобиль с двигателем объемом 1,6 л и мощностью 110 л. c., он был оснащен прогрессивной механической системой постоянного впрыска топлива K-jetronic. Этот автомобиль стал культовым, его фанатская группа росла в геометрической прогрессии. Всего с момента создания было реализовано более 37 млн «Гольфов» — это третье место в мире по количеству выпущенных авто. Но это в мире, а к нам он стал попадать уже после падения «железного занавеса» и в основном с пробегом. Появившийся в 1983 году «Гольф-2» стал для значительной части отечественных автомобилистов настоящим автомобилем мечты. А теперь почитателей «Гольфа» можно найти разве что в фанатских клубах, да и их становится все меньше.
Но для нас важна иная цифра, другой юбилей. В этом году исполняется 40 лет отечественному ВАЗ-2108. И это действительно важнейшая дата для российского автомобилестроения. Ведь это автомобиль, созданный непосредственно в СССР. И несмотря на то, что помогали его создавать специалисты Porsche в рамках так называемой программы «Гамма», делали они это не безвозмездно. Доводку двигателя также осуществляли в Штутгарте. Лицензию на синхронизаторы коробки приобретали у компании ZF, например. Хотя первые экземпляры «восьмерки» появились в продаже в начале 1985 года, выпускать новые хетчбэки стали еще в 1984‑м. Это был на тот момент самый современный и высокотехнологичный автомобиль в СССР. Его охотно покупали и за рубежом, причем не только в странах ближнего зарубежья, тогда их еще не придумали, а в странах самой что ни на есть западной демократии. Это был хороший автомобиль, не просто не уступающий по характеристикам западным аналогам, а современное авто по суперпривлекательной цене. За три десятилетия с конвейера сошли порядка 5,3 млн автомобилей семейства «Спутник», «Самара» и «Самара-2». Наверное, для наших автомобилистов они значили то же самое, что для европейцев «Гольф», ну по крайней мере в первые 10 лет выпуска отечественного хетчбэка.
Оба этих автомобиля не были «гаджетами на колесах», в них не надо было переходить на третий уровень меню мультимедиа для выполнения простых настроек. Они были простыми, но главную функцию — доставки пассажиров из пункта А в пункт Б — эти машинки выполняли практически безупречно. От гаджетов их отделяла целая эпоха. Вряд ли счастливые владельцы «Гольфов» 50 лет назад поверили бы, что в будущем автомобиль можно будет дистанционно из центрального офиса превратить из «кареты» в неподвижную «тыкву». А именно это и обещает сделать одна из китайских фирм, производящая классные электромобили, с экземплярами, выпущенными для их внутреннего рынка и ввезенными в РФ «серым» путем. А после недавней пейджинговой атаки и думать не хочется, что можно сделать с огромной тяговой батареей электромобиля. Пусть лучше это послужит одной из сюжетных линий фантастического романа, и только. Как это могло быть в благословенную эпоху прекрасных культовых авто.