В чем польза и риски финансирования бизнеса инвестиционными платформами

За 5 лет существования закона количество операторов инвестиционных платформ выросло до 84, а объем привлеченного финансирования стремительно растет

Любовь Хрустова
Заместитель заведующего Кафедрой финансовых рынков и финансового инжиниринга по учебной и учебно-методической работе Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации

Кандидат экономических наук, Специалист в области финансовых рынков, практикующий инвестор

Сохранение «жесткой» денежно-кредитной политики и высокого уровня процентных ставок на протяжении длительного периода (Банк России не исключает возможности увеличения ключевой ставки на заседании в октябре) существенно ограничивает возможности бизнеса в части привлечения капитала. Снижение доступности банковского кредитования является особенно ощутимым для малых и средних компаний, которые не всегда могут обратиться к альтернативе в форме выпуска акций или облигаций на бирже. Предоставление льготных кредитов и меры государственной поддержки стимулируют рост кредитного портфеля субъектов малого и среднего предпринимательства (кредитный портфель МСП на 1 июля 2024 года превысил 14,4 трлн рублей), однако формирующиеся в экономике условия диктуют необходимость поиска альтернативы кредитам коммерческих банков.

В 2019 году в России был принят закон, регулирующий привлечение инвестиций с использованием инвестиционных платформ. Данный документ узаконил краудфинансирование — возможность привлечения средств бизнесом от широкого круга инвесторов. В соответствии с принятым законом инвесторы могут предоставить средства лицу, привлекающему инвестиции, в форме займа, приобретения эмиссионных ценных бумаг, утилитарных цифровых прав или цифровых финансовых активов. Помимо прочего закон определил порядок регулирования деятельности инвестиционных платформ, требования, предъявляемые к инвестиционной платформе и ее оператору.

За 5 лет существования закона количество операторов инвестиционных платформ выросло до 84 (по итогам I квартала 2024 года), а объем привлеченного финансирования постепенно стремительно увеличивается. В 2023 году суммарный объем привлеченного финансирования достиг значения 33,4 млрд рублей, что на 64% больше значения аналогичного показателя в 2022 году. При этом большая часть финансирования приходится именно на малый и средний бизнес, а предпочтительной формой привлечения инвестиций выступает краудлендинг (аналог традиционного кредита, в котором в роли кредитора выступают частные лица).

Позитивная динамика представленных показателей подтверждает развитие альтернативных источников финансирования в России, однако есть и серьезные ограничивающие факторы. Потенциал получения повышенной доходности является привлекательным для инвесторов, однако риски подобных вложений все еще сдерживают приток инвестиций.

Если компания хочет найти инвесторов на инвестиционной платформе, ей достаточно соответствовать минимальным требованиям, установленным правилами инвестиционной платформы, в части предоставляемой документации, опыта деятельности, отчетности. Как правило, информации о таких компаниях в открытом доступе немного, что затрудняет оценку перспектив ее развития. Осуществляя вложение, инвестор принимает на себя риски полной их потери, не имея никаких гарантий, а также в большинстве случаев возможности досрочно выйти из проекта, продав свою долю. Перечисленные факторы являются причиной того, что количество зарегистрированных на инвестиционных платформах инвесторов в I квартале 2024 года составило всего 139 тыс. человек, из которых активными являются чуть больше половины.

Можно также отметить ограничения, возникающие со стороны бизнеса — за год одно лицо может привлечь с использованием инвестиционных платформ финансирования на сумму не более одного миллиона рублей. Тем не менее в сложившихся макроэкономических условиях существование такой возможности выступает важным фактором поддержки малого и среднего бизнеса и определяет сохранение положительного тренда в развитии инвестиционных платформ.