ИТЕКО Россия 30 января 2025

Грузовые перевозки: как спасти отрасль от банкротства и ухода в тень

Эксперт ITECO рассказывает о причинах кризиса в сфере транспортной логистики и возможных путях его преодоления

Ситуация в российской сфере грузовых автоперевозок достигла критической точки, когда значительная часть компаний сталкивается с угрозой банкротства. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», около 30% перевозчиков могут прекратить деятельность 2025 году. 

Финансовые вызовы и их последствия

По мнению Евгения Бабаева, Президента ГК «ИТЕКО», ключевой фактор, способствующий убыткам, — это рост издержек. Увеличение ключевой ставки, ослабление рубля, повышение кредитных и лизинговых платежей привели к тому, что себестоимость перевозок выросла на 11%. Одновременно с этим тарифы на перевозки сократились на 12% из-за падения спроса. Рентабельность отрасли достигла отрицательных значений: в среднем операционный убыток составляет 17%, что делает ведение бизнеса практически невозможным.

Рост серого сегмента

По разным мнениям, доля серого сектора в грузовых автоперевозках достигает 65-70%. Компании, работающие в этой зоне, демпингуют с целью захвата рынка. «Для выживания в таких условиях добросовестные компании вынуждены либо уходить в тень, либо сокращать свою долю на рынке», — отметил Бабаев.

Возможные пути выхода из кризисной ситуации

Для выравнивания конкурентных условий и поддержки легальных перевозчиков представители бизнеса предлагают ряд мер, которые могли бы исправить ситуацию:

1. Снижение ставки НДС для транспортно-экспедиторских услуг до 10%. Это позволит уменьшить экономическую привлекательность налоговых схем.

2.  Введение четких требований к перевозчикам: только компании с водителями в штате и собственным транспортом должны иметь право работать на рынке.

3. Создание электронного реестра добросовестных перевозчиков, который позволит быстро идентифицировать участников рынка, работающих в рамках законодательства.

Будущее отрасли

Евгений Бабаев считает, что поддержка государства становится важной. «Наша задача — сохранить рынок, выравнивая условия для всех участников и поддерживая добросовестные компании», — заключил он.