ESG должны внедрять не только крупные предприятия, но и их контрагенты
Эксперт федеральной электронной торговой площадки ЭТПРФ рассказывают о внедрении ESG
О том, как российский бизнес сегодня работает с ESG, рассказывает исполнительный директор Федеральной специализированной электронной торговой площадки ЭТПРФ Александр Геллер.
Александр, ЭТПРФ — на сегодня первая площадка, нацеленная на системную работу в рамках ESG-критериев. Какие предпосылки подвели вас к этому решению?
Темой устойчивого развития мы начали интересоваться давно, еще до того, как термин ESG получил широкое распространение. Например, в 2012-2013 годах во время подготовки к Универсиаде в Казани мы занимались разработкой торговой площадки для поддержки местных поставщиков. Мы создали максимально открытую торгово-закупочную систему, в которой каждый гражданин мог посмотреть, что, у кого и по какой цене закупает регион для строительства объектов Универсиады.
При этом заказчики должны были отдавать предпочтение поставщикам, зарегистрированным в Республике Татарстан. Если заказчик выбирал поставщика из другого региона, он должен был объяснить, почему. Предлагалось три варианта: либо поставщика нет в Татарстане, либо поставщик в Татарстане есть, но он предлагает товар дороже, чем его можно купить в другом регионе, либо качество товара у поставщика из Татарстана значительно ниже. Анализ этих данных помог понять, что Республика Татарстан может сделать для местных производителей, чтобы помочь им повысить конкурентоспособность своей продукции. Ведь любой регион заинтересован в том, чтобы на его территории появлялись эффективные предприятия, которые будут платить налоги и создавать новые рабочие места. В результате правительство Татарстана выдало компаниям четыре гранта по полмиллиона рублей. В республике появилось собственное производство гвоздей, строительных смесей, удалось спасти местный завод по производству фаянса.
Модное сегодня понятие ESG (Environment, Social, Governance) можно расшифровать как «экология, социальная политика, корпоративное управление». И я считаю, что именно S и G мы и занимались. Ведь когда выделяются бюджетные средства на какой-то грандиозный проект, очень важно, чтобы они были израсходованы с максимальной пользой — не только на строительство сооружений, но на развитие бизнеса, инфраструктуры, частного предпринимательства и так далее.
Опыт, полученный в ходе подготовке к Универсиаде, мы использовали и при подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Тогда мы еще не знали о ESG, а просто поступали так, как нам казалось правильным. После ознакомления с теоретической частью ESG, мы поняли, что это именно то, что нас волнует и что мы хотим изучить.
Насколько нам известно, работа ЭТПРФ с оценкой поставщиков по критериям ESG будет носить характер маркировки и лицензирования. Расскажите, пожалуйста, подробнее о предлагаемой вами системе. Почему выбрана именно она?
Александр Геллер: Когда мы начали разрабатывать ESG-критерии, то поняли, что они должны быть уникальными для каждой отрасли. То есть для того, чтобы понять, насколько разные поставщики соответствуют ESG-критериям в рамках какого-то направления деятельности, необходимы разные анкеты. Тем более, что у поставщика может быть несколько направлений деятельности, и давать ему по каждому направлению ESG-оценку мы посчитали нецелесообразным.
Сейчас мы разрабатываем анкету поставщика и методологию оценки этих анкет, которая даст возможность понять, разделяет ли поставщик идеологию устойчивого развития и приверженность ESG-критериям.
Следующий этап — развитие ESG-повестки. Но к нему мы сможем перейти только тогда, когда поставщики поймут, какие перспективы откроются перед ними, если они и их партнеры будут соответствовать ESG-критериям. А для этого нужна серьезная просветительская работа.
Как рынок реагирует на предлагаемые вами инициативы? Находит ли ЭТПРФ поддержку среди крупных заказчиков?
Александр Геллер: С одной стороны, есть компании, которые серьезно занимаются ESG. Например, недавно мы общались со специалистами «Норникеля». Это люди, которые видят во внедрении ESG-повестки реальную эффективность.
С другой стороны, есть и другие примеры. Так, Банк России рекомендовал российским банкам разработать ESG-политику, многие банки ее разработали и положили на полку. Никакой работы в этом направлении они не ведут, а лишь эпизодически используют ESG-критерии как один из механизмов оценки потенциальных получателей кредита.
Когда вы планируете запускать первый этап вашей ESG-программы? Какой результат вы планируете получить?
Александр Геллер: Мы хотим приступить к анкетированию поставщиков уже в этом году, потом промаркировать их на площадке и начать рекомендовать тем заказчикам, которые разделяют ESG-повестку.
Работа будет проводиться в сегменте закупок по 223-ФЗ, и мы очень надеемся, что маркировка станет одним из критериев выбора поставщика. Ведь она, в том числе, свидетельствует о его готовности сделать свою деятельность прозрачной, открыть цепочку исполнителей, цепочку поставок. Вот очень простой пример. Для участия в госторгах поставщик должен предоставить справку об отсутствии задолженности по налогам, а субподрядчик — не обязан. Но в нашем понимании критериям ESG должна соответствовать вся цепочка исполнителей. Сейчас заказчик не может повлиять на процесс исполнения контракта. Он не знает, как поставщик расходует средства, — самостоятельно или передает их подрядчикам, и в какой пропорции. ESG-критерии помогут с этим разобраться, а значит заказчик будет лучше понимать, как происходит исполнение контракта, и сможет управлять рисками.
Александр, на ваш взгляд, какая поддержка от государства понадобится для внедрения ESG-критериев при определении победителя закупочных процедур?
Александр Геллер: Сегодня все организации в России в части ESG-критериев идут своим путем. Единой методики нет, участие государства в процессе незначительное. В то же время, если оно займется стандартизацией, это поможет создать единый перечень ESG-критериев. Каждый участник Единого реестра участников закупок (ЕРУЗ), а их более 800 тысяч, пройдет анкетирование, в результате чего станет понятно, каким ESG-критериям он соответствует, а каким нет, и это станет одним из показателей его квалификации. И это очень хорошо.
С другой стороны, сейчас предприятия разных отраслей разрабатывают собственные ESG-критерии. И если государство заставит их перейти на единый перечень, может получиться так же, как с 44-ФЗ, работать с которым многим неудобно.
Так что во вмешательстве государства есть и позитивные, и негативные моменты. Тем не менее хотелось бы, чтобы оно обратило внимание на ESG. Тем более, что соблюдение ESG-критериев прекрасно ложится на практику исполнения контрактов. Главное, постараться избежать излишнего регулирования.
Я думаю, что наилучшим подходом будет внедрение ESG через отраслевые рекомендации, например, как это сделал Банк России в финансовом секторе. При этом ESG должны внедрять не только крупные предприятия, но и их контрагенты.