ООО «ПРОСЕБЯ» 24 декабря 2024

ФОМ проанализировал, как ментальное состояние команды влияет на бизнес

30% работающих россиян близки к выгоранию, 24% недовольны работодателем — что это значит для бизнеса

Фонд «Общественное мнение» и платформа «Просебя» проанализировали:

  • на что жалуются россияне, работающие по найму; 
  • как уровень ментального благополучия команды влияет на текучесть кадров, лояльность к компании и другие важные метрики управления персоналом;
  • какие сотрудники заботятся о своем психологическом состоянии;
  • как компании позаботиться о команде, чтобы улучшить свои показатели.
ФОМ проанализировал, как ментальное состояние команды влияет на бизнес
Методику исследования разрабатывали специалисты обеих компаний, оценивали независимые эксперты — профессионалы в области психологии, социальных измерений, маркетинга и корпоративного благополучия. Статистическая погрешность — не более 3,1%

Промоутеры, скептики, критики: как уровень ментального благополучия связан с лояльностью и вовлеченностью сотрудников

Исследование выделяет три категории сотрудников в зависимости от уровня ментального благополучия:

1. Высокий

Это сотрудники, которые эмоционально устойчивы, удовлетворены жизнью, вовлечены в рабочие процессы, оценивают свое настроение как позитивное, а уровень стресса — как низкий.

  • 55% из них удовлетворены работой на 9 или 10 баллов из 10.
  • 50% готовы рекомендовать компанию друзьям и знакомым, что отражает их высокую лояльность и уверенность в работодателе. Это «промоутеры» компании — те, кто с удовольствием расскажет всем, что здесь классно работать.
  • Всего 23% высоко оценивают вероятность увольнения из компании по собственной инициативе. 

Работодателю остается только поддерживать их энтузиазм и создавать возможности для профессионального роста.

ФОМ проанализировал, как ментальное состояние команды влияет на бизнес
Ноль означает «полностью не удовлетворен», а 10 — «полностью удовлетворен». Прямая корреляция: чем выше индекс ментального благополучия, тем выше удовлетворенность своей работой и работодателем, и наоборот

2. Средний

Это сотрудники, которые сохраняют работоспособность и стабильность, хотя и сталкиваются со стрессом и усталостью. Они часто жалуются на неуверенность в себе и тревожность, а их удовлетворенность и вовлеченность находятся на среднем уровне.

  • 28% из них довольны работой и 32% порекомендовали бы друзьям своего работодателя. В этой группе много тех, чей уровень лояльности обозначается словом «скептики» — они справляются со своими обязанностями, но без стремления сделать результат как можно лучше.
  • 45% точно планируют оставаться в компании в ближайшие полгода.
  • 27% недовольны организацией труда и рабочего процесса.
  • 47% полностью или скорее не удовлетворены уровнем заработной платы.

Чтобы перевести как можно больше скептиков в промоутеры, работодателю стоит подумать о профилактике стресса и выгорания, а также рассмотреть возможности для оптимизации рабочих процессов.

3. Низкий

Сотрудники с высоким уровнем стресса, многие из которых находятся в состоянии эмоционального выгорания. Они значительно чаще других не удовлетворены жизнью вообще и работой в частности.

  • Только 12% сотрудников из этой группы довольны своей работой. 
  • 58% не порекомендовали бы свою компанию друзьям и знакомым. Это — критики, которые разочарованы в своем работодателе.
  • 48% считают высокой вероятность увольнения по собственной инициативе в ближайшие полгода.

Сотрудники с низким уровнем ментального благополучия сталкиваются со следующими сложностями:

  • Измотанность и упадок физических сил: 62% указывают на хроническую усталость
  • Сложности с расслаблением: 57% не могут отвлечься от забот и переживаний
  • Тревожность: 53% испытывают постоянное сильное беспокойство и нервозность
  • Раздражительность: 49% отмечают, что им сложно сдерживать эмоции
  • Подавленность: 48% находятся в плохом настроении
  • Апатия в начале рабочего дня: 46% жалуются на нежелание приступать к работе
  • Ангедония: 42% говорят, что их мало что радует и ничего не хочется делать 
  • Нарушения сна: 41% сталкиваются с бессонницей или поверхностным сном
  • Сложности с концентрацией: 30% испытывают проблемы с сосредоточенностью
  • Одиночество: 24% отмечают ощущение покинутости 
  • Панические атаки: 16% признались, что у них бывают внезапные приступы страха, сильной тревоги, которые сопровождаются головокружением, учащенным сердцебиением и ощущением, что не хватает воздуха
  • Ощущение собственной неэффективности: 14% жалуются, что ничего не получается, все валится из рук.

Для сравнения, в группе с высоким ментальным благополучием эти трудности встречаются в 0–7% случаев, со средним — от 1 до 22%. 

Эксперты «Просебя» считают, что работодателям стоит разрабатывать целевые программы поддержки для сотрудников с низким уровнем ментального благополучия. Это важно, потому что постоянный стресс, работа на пределе возможностей и большой процент критиков бьют по результатам компании, в частности, приводят к росту текучести кадров.

6 зон риска и областей внимания: что влияет на ментальное благополучие

У 40% респондентов высокий уровень ментального благополучия, у 30% средний и у 30% — низкий. Исследование выявило следующие факторы, от которых это зависит:

  1. Симптомы ментального неблагополучия. Отражают выраженность таких проблем, как тревожность, раздражительность и угнетенное настроение.
  2. Психологическая сопротивляемость. Указывает на уверенность в себе, способность сохранять энергичность и адаптироваться к изменениям.
  3. Профессиональные факторы. Сюда относятся суть работы, условия труда, рабочая нагрузка, отношения с коллегами и руководителями, заработная плата, возможности для роста и развития.
  4. Личностные факторы. Включают такие аспекты, как отношения в семье, удовлетворенность своим здоровьем, уверенность в завтрашнем дне.
  5. Стресс-статус. Отражает уровень стресса и способность справляться с ним.
  6. Социальные факторы. Негативное влияние внешних обстоятельств, таких как экономическая нестабильность и социальная напряженность.

Как минимум на часть факторов компания может влиять прямо или косвенно, чтобы снизить риск эмоционального выгорания, улучшить общий корпоративный климат, повысить вовлеченность, мотивированность и лояльность сотрудников.

ФОМ проанализировал, как ментальное состояние команды влияет на бизнес
Состояние сотрудников и их распределение по уровням ментального благополучия связаны с комплексом факторов, которые можно разделить на 6 категорий, описанных выше

Деньги не решают: профиль тех, кто заботится о ментальном благополучии

Исследование выявило, что, хотя 76% россиян считают, что забота о сохранении и укреплении ментального здоровья необходима каждому, только 51% стараются следить за своим психологическим состоянием и всего 8% в последние полгода обращались к профессиональному психологу.

По мнению экспертов «Просебя», для работодателей это прямой сигнал: вместо того, чтобы ждать, пока сотрудники сами позаботятся о себе, пора брать инициативу в свои руки и создавать условия, в которых они будут чувствовать поддержку, ценить свою работу и трудиться с полной отдачей.

ФОМ проанализировал, как ментальное состояние команды влияет на бизнес
Осознание потребности еще не означает действие: большинство сотрудников понимают значимость заботы о ментальном состоянии, но лишь немногие активно действуют

Россияне, которые все же уделяют внимание своему психологическому состоянию — используют методы самопомощи и обращаются к профессионалам.

  • Самопомощь. Большинство используют доступные и бесплатные методы: прогулки, медитации, ведение терапевтических дневников и дыхательные упражнения.
  • Профессиональная помощь. Обращение к психологу по-прежнему остается редким: всего 8% опрошенных россиян посетили специалиста за последние полгода. При этом женщины и молодежь гораздо активнее других ищут профессиональную поддержку, что связано с их большей открытостью к обсуждению сложностей и готовностью пробовать новые подходы — от медитаций до коучинга.

Неожиданный результат исследования: среди обращавшихся к психологу распределение по материальному положению такое же как и среди тех, кто не обращался. Получается, это не зависит от уровня дохода — люди с разными финансовыми возможностями одинаково успешно находят способы заботиться о своем ментальном состоянии.

Комментарий врача-психотерапевта и эксперта по корпоративным программам ментального благополучия Натальи Бехтеревой:

Когда человеку плохо — физически, психологически или умственно, — он ощущает это на всех уровнях. Например, если вы плохо спали, настроение с утра будет плохим. Но не всегда легко понять, что причина этого — простой недосып, а не окружающий мир.

Многие люди не замечают, что их плохое самочувствие связано с тем, как они живут. Если человек не заботится о себе, не понимает свои эмоции и не знает, почему он чувствует себя так, как чувствует, это приводит к проблемам вокруг. Он может начать злиться на семью, детей, коллег, начальство. Ему становится неприятно дома, ухудшаются отношения, и, конечно, начинает страдать работа.

Важно не просто искать быстрые решения вроде советов из интернета или легких упражнений. Нужно учиться подходить к проблеме по-другому:

  • замечать, как вы себя чувствуете, и понимать, почему это происходит;
  • учиться управлять своими эмоциями и поддерживать себя в трудные моменты;
  • не переносить свое плохое настроение на людей и вещи, которые здесь ни при чем.

Например, не всем нравится их работа. Это нормально. Но человек, который умеет заботиться о себе, может найти силы и мотивацию делать даже то, что не приносит удовольствия. Он понимает, что мир не идеален, но знает, как правильно реагировать на трудности, чтобы не тратить зря свои нервы.

Главная мысль такова: мир для всех один и тот же. Он сложный, иногда несправедливый. Но то, как вы справляетесь с этим, зависит от ваших навыков и умений. Если вы не умеете управлять собой, кажется, что все плохо. Если умеете — вам легче адаптироваться и оставаться спокойным.

Исследования показывают, что уровень счастья во многом зависит не от условий жизни, а от того, как человек смотрит на них. Даже в трудных обстоятельствах можно научиться чувствовать себя лучше.

Из зоны стресса — в зону роста: три стратегии для трех категорий сотрудников

Эксперты «Просебя» рекомендуют работать с разными уровнями ментального благополучия в команде таким образом:

1. Превентивная поддержка для сотрудников с высоким уровнем ментального благополучия

Задача: удерживать энтузиазм и вовлеченность, обеспечивая возможности для дальнейшего роста.

Например, организуйте мастер-классы для развития навыков или запустите программы внутреннего наставничества, где опытные сотрудники будут делиться знаниями с новыми коллегами.

2. Профилактическая помощь для группы со средним уровнем ментального благополучия

Задача: Предотвращать выгорание и развивать адекватную самооценку, умение справляться со стрессом и другие навыки, способствующие психологической устойчивости.

Например, предложите сотрудникам гибридный формат работы или дополнительные дни отдыха в периоды высокой нагрузки, внедрите практики эмоционального восстановления, такие как корпоративные медитации.

3. Интенсивная поддержка для сотрудников с низким уровнем ментального благополучием

Задача: Снизить негативное влияние стресса и эмоционального истощения, предоставить индивидуальную помощь.

Например, организуйте возможность конфиденциально получить помощь психологов.

Чтобы глубже понять факторы, влияющие на состояние сотрудников, и сформировать стратегию, подходящую именно вашей компании, запросите подробные результаты исследования на сайте «Просебя» в разделе для бизнеса.

Как сформировать культуру заботы о себе: 4 шага для улучшения психологического состояния команды

Эксперты «Просебя» рекомендуют такие практики заботы о ментальном благополучии сотрудников:

1. Развивайте внутреннюю коммуникацию.

Обсуждение тем ментального благополучия на корпоративных встречах или через внутренние рассылки помогает снять табу с этой темы. Например, поделитесь историями успеха сотрудников, которые нашли способы справляться со стрессом. Подкасты, статьи, обучающие вебинары о ментальном здоровье формируют культуру заботы о себе.

2. Установите правила, которые помогают сотрудникам поддерживать баланс работы и личной жизни.

Избегайте микроменеджмента, откажитесь от звонков и сообщений вне рабочего времени, не нагружайте сотрудников задачами на выходных, уважайте их право на полноценный отдых, стимулируйте физическую активность.

3. Создайте пространство для диалога

Проведение регулярных встреч с сотрудниками, где они могут пообщаться, обсудить проблемы и успехи, укрепляет один из главных факторов ментального благополучия — поддержку коллег и руководителей.

4. Включите сервисы заботы о ментальном состоянии в ДМС.

Такой подход постепенно становится стандартом для современных работодателей.

Забота о ментальном благополучии — это инвестиция в стабильность и рост бизнеса, а также фундамент успешной корпоративной культуры, где сотрудники чувствуют себя ценными и готовы вносить свой вклад в общее дело.