Как увеличить прибыли зоомагазина в 2025 году: стратегия от Зооинформа

Сегодня зооретейл сталкивается с новыми вызовами — оттоком клиентов на маркетплейсы, сложностями с поставками импортных товаров... как справиться с переменами

Александр Колчин
Директор по контенту «Зооинформа»

Бизнес-тренер и консультант, работающий в зообизнесе более 20 лет, автор первых в истории российской зооиндустрии книг для продавцов зоомагазинов

В минувшем году в одной только Московской области заработали 14 магазинов зоотоваров — это без учета точек, появившихся в торговых центрах. В других городах России открываются независимые и сетевые магазинов товаров для домашних питомцев. Однако зооретейл сталкивается с новыми вызовами — оттоком клиентов на маркетплейсы, сложностями с поставками импортных товаров, снижением потребительского спроса. В этих непростых условиях зоомагазинам важно найти новые способы сохранения и увеличения прибыли. «Зооинформ» разработал пять стратегий, которые помогут торговым точкам остаться конкурентоспособными и обеспечить стабильные доходы в 2025 году.

Три главных причины для поиска прибыльности

Зоомагазины вынуждены искать новых поставщиков и пересматривать ассортиментную политику в связи с сокращением ввоза продукции из-за рубежа. Так, импорт кормов, по данным Россельхознадзора, снизился на 40% в первом полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По прогнозам «Зооинформа», в 2025 году сокращение импорта продолжится.

Еще одна причина, по которой специализированной рознице приходится искать новые способы увеличения прибыли, — это конкуренция с маркетплейсами. С начала текущего года продажи кормов для животных на Wildberries выросли на 40%. В «Купере» с января по июнь товары для животных заказывали в 1,4 раза чаще, чем в прошлом году. Это заставляет владельцев зоомагазинов задумываться о применении омниканального подхода к продажам и самим реализовывать зоотовары на маркетплейсах. В ближайшие годы конкуренция офлайна и e-commerce будет усиливаться, и бизнесы без выхода на онлайн-продажи могут существенно сократить свои выручки.

Меняются потребительские предпочтения. По данным опроса компании «Нильсен», проведенного в I квартале текущего года, 60% покупателей стараются оптимизировать свой бюджет. Владельцы животных ищут товары хорошего качества, но по приемлемой цене. В связи с этим рознице приходится искать решения, чтобы привлекать и удерживать клиентов, например, предлагать товары по акции, часто по своей инициативе, а не за счет поставщика или владельца бренда. Это снижает маржинальность продаж торговой точки. Стратегии рационального потребления и экономии, по мнению специалистов, станут основными в ближайшие годы, и бизнесу нужно учитывать изменения в поведении покупателей для повышения доходности.

Как увеличить прибыли зоомагазина в 2025 году: стратегия от Зооинформа

Стратегии увеличения прибыли

«Зооинформ» выделил пять подходов для увеличения прибыли зоомагазина в 2025 году и привел примеры их реализации.

Справка:

По данным «Нильсен», за 12 месяцев до апреля 2024 года доля онлайн-продаж в зооретейле достигла 20,4%. Почти 29% наполнителей для кошачьих туалетов и 38% кормов для собак продаются через интернет. Как выяснили аналитики «ЮKassa», в январе–августе 2024 года оборот интернет-зоомагазинов увеличился на 35%, а количество покупок возросло на 63% по сравнению с показателями прошлого года.

1. Омниканальность

Выигрышная стратегия — это интеграция различных каналов продаж в одну экосистему. Омниканальность позволяет взаимодействовать с покупателем через розничные торговые точки, социальные сети, интернет-подразделение, мобильное приложение и т. д. Так можно охватывать большее число клиентов и продлевать взаимодействие с ними. Такая стратегия увеличивает посещаемость зоомагазинов на 80%.

Как развивать омниканальность?

Разработка мобильного приложения и оптимизация сайта. Мобильное приложение станет дополнительным каналом для покупок. А оптимизированный сайт, привязанный к приложению, позволит клиентам легко проверять наличие товаров и оформлять заказы.

Выход на маркетплейсы. Дополнительным каналом продаж могут стать маркетплейсы — многие ретейлеры уже представлены на онлайн-площадках. Например, на «Яндекс.Маркете» можно заказать товары из сетей зоомагазинов «Четыре Лапы» и «Мокрый нос».

Внедрение различных способов оплаты и доставки. Для удобства потребителей зоомагазин должен предоставлять возможность оплаты товаров через интернет, а также предлагать частичную оплату или рассрочку — это позволит клиентам совершить покупку сразу, а не откладывать, например, до зарплаты. Стоит внедрить различные способы доставки — самовывоз из магазина, курьером до квартиры, доставка в пункт выдачи заказов.

Продажа через соцсети. Для зоорозницы важно взаимодействовать с покупателем через социальные сети — отвечать на личные сообщения клиентов и комментарии, добавить возможность оформления заказа и оплаты через соцсети. Чтобы оставаться на связи круглосуточно, можно подключить чат-бота. Это повысит качество обслуживания и создаст положительный опыт для клиента.

Розница сегодня сама выбирает инструменты для повышения маржинальности продаж. Но, безусловно, направление №1 — это работа в онлайн-канале. Можно «обижаться» на маркетплейсы и считать, что они разрушают рынок своими ценами, но они оказали и оказывают серьезное влияние на развитие интернет-продаж. Зоомагазинам нужно «встроиться» в онлайн и получить «свой кусочек пирога»: то есть развивать либо собственные интернет-подразделения, либо выходить на маркетплейсы и использовать их как еще один канал взаимодействия с покупателем.

Как увеличить прибыли зоомагазина в 2025 году: стратегия от Зооинформа

2. СТМ и премиальность
Внедрение в ассортимент собственных торговых марок (СТМ) и премиальной продукции сможет увеличить прибыль, так как на такие зоотовары наценка выше, чем на стандартные.

Создание СТМ. 

Аналитики «РОМИР» выяснили, что доля СТМ ретейлеров в общем объеме трат россиян на товары повседневного спроса удвоилась за последние пять лет. Разработка собственных торговых марок позволяет повышать продажи за счет эксклюзивности. Кроме того, СТМ снижают зависимость от внешних поставщиков — производство собственных брендов позволяет решить вопрос с сокращением ассортимента продукции на рынке в связи с ограничением на поставки. СТМ обладают более высокой маржинальностью по сравнению с зоотоварами, которые закупаются у поставщиков, за счет исключения посредников. Кроме того, зоомагазин сможет самостоятельно управлять ценообразованием.

Включение в ассортимент премиум-товаров. 

Зоомагазин может увеличить прибыль за счет внедрения премиальной продукции. Эксперты Pet Food Processing выяснили, что 42% владельцев кошек и собак предпочитают покупать рационы премиум-класса. Более высокая маржа позволит торговой точке больше заработать, однако продавать премиальную продукцию сложнее, чем стандартную — здесь важна экспертность продавца. 

3. Дополнительные услуги в зоомагазине

Магазин товаров для животных может увеличить прибыль за счет предоставления дополнительных услуг. Клиентам можно предлагать:

  • ветеринарные услуги;
  • груминг;
  • выгул животных;
  • передержку;
  • услуги кинолога;
  • консультации зоопсихолога.

Предоставление услуг по уходу за животными, таких как груминг, помогает не только повысить доход, но и привлечь покупателей в физические магазины. Эти сервисы создают дополнительные точки взаимодействия с клиентами и мотивируют их приходить чаще. Если в зоомагазине, например, есть возможность получить консультацию ветеринарного врача, то это может повысить его прибыль за счет продажи лекарственных препаратов для животных. Такой подход уже активно используется, например, весной прошлого года сеть «Зоозавр» открыла на территории своих магазинов ветеринарные кабинеты, а также груминг-салоны для профессионального ухода за питомцем. Очень широкий спектр дополнительных услуг оказывает сеть «Четыре Лапы» — в торговых точках работают ветеринарные кабинеты, оказываются услуги груминга, выгула, передержки, услуги кинолога и т. д.

Как увеличить прибыли зоомагазина в 2025 году: стратегия от Зооинформа

4. Инфлюенс-маркетинг

По данным опроса ВЦИОМ, 46% россиян учитывают рекомендации блогеров при принятии решения о покупке. В зообизнесе также есть свои лидеры мнений, у которых зоомагазин может купить рекламу. Среди известных блогеров — пудель Груша и кошка Соня. Формат рекламы может быть разным в зависимости от задач — например, просто рекламный пост или долгосрочное сотрудничество, когда блогер может стать амбассадором магазина товаров для животных. Привлечение новых покупателей через блогеров способно повысить прибыль зоомагазина.

5. Коллаборации

Торговая точка может привлекать новых клиентов и увеличивать продажи с помощью коллабораций. Выбирая партнера для сотрудничества, важно обращать внимание на совпадение целевых аудиторий. Коллаборация предполагает как разовое, так и долгосрочное взаимодействие. Например, зоомагазин может организовать совместное мероприятие с партнером или предлагать скидки на постоянной основе. Можно сотрудничать:

  • с ветклиниками;
  • салонами груминга;
  • зоотакси;
  • страховыми компаниями, которые занимаются страхованием животных;
  • заводчиками;
  • кинологами.

Например, сеть «Четыре Лапы» работает с «Росгосстрахом» — клиентам зоомагазина предлагают скидку на услуги страхования питомцев. Возможны коллаборации и с «непрофильными» партнерами — pet-friendly кафе и ресторанами, агентствами путешествий, гостинцами и т. д.

Существуют и другие стратегии, но представленные — основные и самые актуальные. Зоомагазинам необходимо адаптироваться к новым условиям и внедрять современные методы увеличения продаж, чтобы не столкнуться с сокращением доходов в 2025 году.