Почему необходим диалог между государством и рынком онлайн-образования

Ограничения для онлайн-образования или сотрудничество с государством? Основатель Академии Bright Head Зоя Цай рассказывает, как должны взаимодействовать стороны

Зоя Давыдова
Создатель и эксперт Академии Bright Head

Онлайн-предприниматель, продюсер, основатель Академии BRIGHT HEAD, спикер конференций, эксперт RBK. Трансформационный бизнес-коуч

Государственная лицензия на образовательную деятельность всегда была одним из маркеров, отличающих качественное онлайн-образование. Однако в последние годы наблюдается тенденция, когда лицензии появляются даже у занятий по медитациям. И это все на фоне громких скандалов с неуплатой налогов некоторыми популярными блогерами.

Поэтому в последнее время государственные органы надзора в области образования пристально наблюдают за аккредитацией образовательных программ. А также отслеживают, чтобы лицензию на образовательную деятельность получали те эксперты и онлайн-школы, которые глубоко и серьезно прорабатывают свою методологию.

Важно отметить, что сегодня государственные органы намерены идти на диалог с рынком онлайн-образования. Также они готовы выслушать нашу точку зрения, так как она подкреплена реальным практическим опытом. И в данное время мы можем сформулировать и обозначить свою позицию в сообществе сильных онлайн проектов.

Ниже привожу основные тезисы своего выступления. Данная информация была озвучена мной на совещании Ассоциации Развития Онлайн Образования, президентом которой является Кристина Сергеева. 

Технологии «загадывания желаний» и курсы по обучению профессиям

Как специалист с шестилетним опытом в сфере онлайн-образования считаю, что курсы из серии технологий «загадывания желаний» нельзя рассматривать наравне с серьезными курсами по обучению профессиям. Ведь профессиональное образование требует систематического приобретения знаний, навыков и накопления опыта в определенной области. Такие курсы должны предоставлять структурированную информацию, практические задания и оценку усвоения материала. Именно это ложится в основу развития профессиональных компетенций учащихся в серьезных онлайн-школах.

Что касается курсов в мягких эзотерических нишах, они безусловно должны быть, но не относиться к образовательной деятельности. По моему мнению, их следует вывести из регулирования образования в сферу блогинга и просвещения. 

 Контроль качества программ онлайн-школ

Конкуренция на рынке играет большую роль. В результате повышается качество образовательных программ. Онлайн-школы становятся заинтересованными в развитии инноваций и максимальном удовлетворении потребностей обучающихся. Кроме того, у руководителей появляется стремление в усовершенствовании программ, повышении квалификаций преподавателей и развитии современных технологий.

Безусловно, государство должно обеспечивать защиту интересов учащихся. Но, по моему мнению, органами аккредитации программ и курсов должны выступать не государственные органы. Для этого необходимо создать саморегулируемые организации внутри рынка, которые будут согласовывать свою деятельность с государством. И желательно, чтобы их было несколько для конкурентоспособности и свободы выбора. Таким образом, отрасль будет чувствовать себя раскрепощенно и сможет продолжать совершенствовать наработки в методологии обучения детей и взрослых хард- и софт-скиллам.

Сотрудничество рынка онлайн-образования с государством

В сотрудничестве онлайн-образования и государства несомненно заложен большой потенциал развития. У меня за плечами двенадцатилетний опыт работы в государственных органах, где одним из моих направлений была административная деятельность в образовании. Мной была получена благодарность от полномочного представителя Президента РФ за вклад в развитие социальной сферы Тюменского региона. Поэтому я понимаю задачи государственных органов, а также на чем основывается намерение в урегулировании.

Будучи предпринимателем в сфере онлайн-образования с государственной лицензией на образовательную деятельность, я имею обширное понятие о болях и потребностях рынка, а также знаю о ценности создания образовательных программ высокого качества. Поэтому в данном материале я озвучила свое мнение о том, что государство должно обеспечивать поддержку индустрии, а не подавлять чрезмерным регулированием.

Считаю, что задачи государства и рынка по развитию именно качественного онлайн-образования можно объединить в формате сотрудничества win-win. Кроме того, необходимо учитывать, что онлайн-школы играют не только образовательную, но и просветительскую роль в жизни общества.