На Форуме регионов России обсудили городские термы
В Москве прошел V Форум регионов России, посвященный инвестициям в туризм. Юрий Бычков, глава УК «Термы», рассказал о будущем всесезонных курортов в стране
25–26 сентября в Москве состоялся пятый ежегодный Форум регионов России «Развитие туристской инфраструктуры». Главная тема этого года — «Инвестиции в туризм 360°. Новые вызовы и возможности». В рамках форума прошло более 20 мероприятий: пленарные заседания, дискуссии, семинары, питчинг-презентации проектов, а также специализированная выставка «Инвестиционные проекты и готовые решения». Среди участников — главы регионов, руководители профильных федеральных ведомств, руководители региональных и муниципальных органов власти, отраслевых системообразующих компаний и деловых объединений.
Особое внимание эксперты уделили всесезонным курортам, инвестициям в городской туризм и новым моделям привлечения частного капитала в индустрию. Бренд «Городские термы» участвовал в форуме отдельным стендом, а руководитель компании Юрий Бычков выступил на профильных секциях и вошел в число экспертов, которые оценивали инвестиционные проекты в ходе питч-сессий по малым городам.
В рамках двух деловых сессий Юрий Бычков рассказал, почему термы становятся важным элементом конкурентной «пищевой цепочки» курортов, какие инвестиции нужны для запуска комплекса, что делает проекты привлекательными для инвесторов и как грамотно размещать городские курорты в пределах мегаполиса или регионального центра.
Отдых рядом с домом: новая концепция городского курорта
25 сентября на сессии «Новый магнит для инвесторов: всесезонные курорты на некурортных локациях» Юрий Бычков рассказал о перспективах развития термальных комплексов и о том, какие форматы востребованы в городах России.

«Давайте оттолкнемся от базового вопроса: кто является клиентом терм? По сути, это все жители города — до 85% населения входят в целевую аудиторию, многие посещают комплексы несколько раз в неделю. И второй момент — кто инвестирует? Инвестор, который вкладывает деньги и хочет быстро их вернуть. В нашем случае окупаемость составляет 2–3 года, и она подтверждена практикой», — отметил руководитель УК «Термы».
По его словам, форматы терм могут варьироваться от компактных комплексов на 500 м² до проектов площадью в миллион «квадратов» — все зависит от локации и бюджета. «В стилобатной части жилого района можно разместить небольшой термальный комплекс, в отеле — компактный SPA-формат, а в крупных жилых массивах или возле магистралей — масштабные курорты», — перечислил Юрий Бычков.
Главная идея, подчеркнул эксперт, заключается в том, чтобы дать людям возможность отдыхать рядом с домом. «Термы превращают привычные жилые районы в полноценные курортные пространства. Спустился в халате на лифте — и у тебя есть и бассейны, и сауны, и лечебные процедуры. Для инвесторов такие проекты тоже привлекательны: доходность достигает 50% годовых, а быстрая окупаемость делает их лидерами по росту интереса на рынке», — добавил Юрий Бычков.
Городские курорты, по утверждению руководителя УК «Термы», пользуются спросом как в миллионниках, так и в небольших городах. В качестве примера он привел «Воткинские термы» площадью всего 2,5 тыс. м² в городе с населением менее 100 тыс. человек. За 10 лет работы их посетили 1,5 млн гостей. За первое полугодие 2025 года доходы комплекса увеличились на 42,8% — до 90,18 млн руб. против 63,15 млн руб. в 2024 году по данным управленческого учета. Проект привлекает жителей города и туристов — их число выросло на 82%, с 31,9 тыс. в 2023 году до 58,3 тыс. в 2024-м.
Кроме этого, городские курорты повышают привлекательность района для девелоперов и покупателей жилья. Наличие терм увеличивает стоимость квадратного метра на 5–12% и ускоряет продажи новостроек, поскольку покупатели готовы платить больше за комфорт и дополнительные услуги рядом с домом.
Ключевым фактором успешного развития проекта становится наличие профессиональной управляющей компании. «Если на рынке уже существует продукт, есть стандарты и кадры, тогда собственник может заниматься управлением самостоятельно. Но если продукта нет, как в случае с термальным рынком, — все иначе. Готовых кадров просто не существует: их нужно обучать и развивать. Поэтому здесь идеальный вариант — франшиза. Если же вы выступаете именно как инвестор, то логика простая: вложенные деньги должны приносить прибыль при минимуме проблем. В таком случае оптимальный вариант — нанять управляющую компанию», — объяснил Юрий Бычков.

Россия имеет все шансы занять лидирующие позиции в сегменте городских курортов, подчеркнул эксперт. «По нашим оценкам, рынок способен вырасти до 2,5–3 тыс. объектов по всей России. Самое главное — строить такие объекты, где человек может максимально эффективно и качественно отдохнуть», — резюмировал он.
Термальные комплексы как высокодоходная курортная недвижимость
В рамках сессии «Инвестиции в городской туризм: прибыльные объекты, которые работают на жителей и привлекают гостей», которая прошла 26 сентября, Юрий Бычков рассказал, что термальные комплексы — это не фитнес и не SPA, а именно курортная недвижимость, самая доходная и перспективная.
«Человек на курорте тратит гораздо больше, чем в обычной жизни. И если у вас есть такой бизнес в жилом районе, то вы фактически обеспечили себе стабильный поток дохода. Мы начали с маленького проекта в Воткинске: всего 68 млн инвестиций, окупаемость два года и более 350 млн чистой прибыли. Сегодня в России уже построено 26 комплексов по нашим концепциям, и спрос растет. Только за первые восемь месяцев 2025 года он вырос на 8,1%. По нашим оценкам, в этом году термы соберут 15 млн посетителей, а через пять лет их будет уже 150–200 млн в год», — поделился статистикой Юрий Бычков.
Компания не только создает концепции терм, но и берет комплексы в управление, разрабатывает эффективные бизнес-модели с учетом потока гостей, их расходов и потребности в дополнительных услугах, что позволяет обеспечивать быструю окупаемость. Так, «Термы» в Нижнекамске (818 млн руб. инвестиций) полностью окупились и за первую половину 2025 года показали выручку 417 млн руб., что на 32,5% больше, чем годом ранее.

По словам Юрия Бычкова, инвестиции в термальные комплексы варьируются от 80–100 млн руб. для компактных комплексов площадью около 1 тыс. м² до 4 млрд руб. для многоуровневых городских курортов. В будущем любая локация без терм будет проигрывать, а там, где они появятся, будут формироваться новые городские курорты, которые станут магнитом как для жителей и туристов, так и для инвесторов.
Сейчас на рынок заходят разные инвесторы — от девелоперов до собственников торговых центров. Для девелоперов термы повышают стоимость квадратного метра жилья и ускоряют его продажи, а для собственников ТЦ становятся якорями, которые привлекает тысячи посетителей. Например, термы в Видном в ТРЦ «Галерея 9/18» собирают по 1,8 тыс. человек ежедневно, что обеспечивает не только стабильные доход и посещаемость, но и загрузку ранее пустовавших площадей.
«Сейчас лучше этого бизнеса по доходности ничего нет, потому что рынок только начинает свое развитие. Термы можно расположить практически где угодно: в жилых районах, центре города, на парковках и в промзонах. Мы, например, сделали для клиентов маленький термальный комплекс площадью 540 м². Это говорит о том, что концепция гибкая, масштабируемая и может быть адаптирована под любые условия», — отметил Юрий Бычков.
Его мнение подтвердила Алена Киселева, руководитель направления по привлечению инвестиций Корпорации развития Ульяновской области. По ее словам, инвесторы смотрят именно на регионы, потому что здесь активно развивается межрегиональный туризм. «Города, которые не являются миллионниками и где ранее не было подобных объектов, будут пользоваться особым спросом: у местного населения есть потребность и в путешествиях, и в досуге. Открытие термальных комплексов дает им возможность качественно отдохнуть в своем регионе. Например, в Ульяновской области скоро запустится термальный комплекс площадью 5 тыс. м² с возможностью расширения. Для региона — это новые рабочие места, развитие туризма, формирование позитивного имиджа территории», — отметила она.
Термальный комплекс также появится в Благовещенске. При разработке концепции УК «Термы» учла расположение города на границе с Китаем и большой поток туристов оттуда, поэтому у комплекса будут свои особенности. Среди них — внутренняя отделка с элементами традиционного китайского стиля, сауна из нефрита и тропический хамам. «Общая площадь термального комплекса составит более 13 тыс. м², из которых почти половину займет открытая уличная зона. Всего в комплексе будет 19 круглогодичных бассейнов. Этот объект уже внесен в перечень приоритетных инвестпроектов региона», — добавил руководитель УК «Термы».