VK Tech 25 октября 2024

Как процессная аналитика помогает в ритейле

Рассказываем, как процессная аналитика помогает ритейлерам находить узкие места, устранять проблемы и повышать эффективность бизнеса

Аркадий Мохирев
Директор по развитию финансовых и операционных технологий

Эксперт по оптимизации бизнес-процессов и цифровизации взаимодействия бизнеса и государства

Чем полезна процессная аналитика

Любой бизнес можно представить как совокупность процессов. В ритейле нужно: 

  • найти поставщика, 
  • закупить товар, 
  • привезти продукцию на склад, 
  • организовать хранение, 
  • доставить товары в магазин. 

Каждый этап состоит из множества операций: если что-то идет не так в любом процессе, страдает вся цепочка. 

Крупная торговая сеть может состоять из тысяч магазинов, а номенклатура товаров исчисляться сотнями тысяч наименований. В таком объеме данных найти проблему вручную практически нереально. 

Чтобы выявить узкие места в процессах, ритейлеры используют специальное программное обеспечение — например, VK Process Mining. Разберемся, как с помощью процессной аналитики оптимизировать ключевые процессы в ритейле.

Оптимизация закупок с помощью процессной аналитики

При организации закупок процессная аналитика позволяет:

  1. Улучшить процедуру выставления и согласования заявок. Все заявки будут выставляться по единой форме и в режиме онлайн через учетную программу. Количество согласований сократится до минимума.
  2. Сократить затраты ресурсов на выбор поставщиков и заключение договоров. Важно минимизировать количество этапов согласований, но в то же время контролировать ключевые моменты. Это позволит сохранить оптимальное соотношение между ценой, качеством и надежностью поставщика.
  3. Избегать как нарушения сроков поставки, так и слишком раннего получения товаров. 

Оптимизация управления запасами с помощью процессной аналитики

При управлении запасами важно поддерживать достаточное количество всех необходимых товаров в магазинах, но не замораживать средства компании из-за длительного хранения запасов на складе. Также необходимо учитывать, что у многих товаров, в первую очередь продовольственных, короткий срок годности.

Процессная аналитика позволит контролировать соблюдение нормативов запасов вне зависимости от количества торговых точек и товарных позиций.

Оптимизация работы с покупателями с помощью процессной аналитики

Многие торговые сети продают товары не только офлайн, но и через интернет-магазины. Процессная аналитика будет полезна и в этой области.

Вот чего можно добиться с помощью оптимизации процессов:

  1. Сократить время от получения заказа до выставления счета, от получения оплаты до поставки.
  2. Снизить количество нарушений сроков поставок и ошибок в номенклатуре.
  3. Избежать отправки неоплаченных заказов, за исключением случаев, когда это предусмотрено регламентами компании.

Работа с обратной связью
Процессная аналитика позволяет уменьшить время обработки претензии за счет сокращения числа ручных операций. По типовым обращениям можно полностью перейти на автоматизированную обработку.

По итогам рассмотрения претензий процессная аналитика поможет усилить контроль за соблюдением регламента. Нарушения будут повторяться реже, а доля заказов, где все взаимодействие с покупателем прошло по регламенту, повысится.

Оптимизация управления дебиторской задолженностью с помощью процессной аналитики

Если ритейлер предоставляет отсрочку или рассрочку платежа, то он может расширить количество потенциальных покупателей и в итоге увеличить выручку. Главное — следить за соблюдением сроков оплаты, чтобы не выводить средства из оборота надолго.

Процессная аналитика позволяет контролировать предоставление отсрочки покупателям и сроки оплаты. В результате выручка растет, а деньги замораживаются минимально.

Оптимизация управления кредиторской задолженностью с помощью процессной аналитики

Нередко торговые компании пользуются отсрочками платежа у поставщиков. Текущая кредиторская задолженность — важный источник оборотных средств для компании. Но нужно строго следить за соблюдением сроков оплаты. 

За просрочку поставщик может взыскать неустойку или вообще разорвать договор. Но платить раньше тоже нежелательно: до наступления срока оплаты деньги можно использовать для других целей. Так они принесут дополнительный доход.

С помощью процессной аналитики удобно контролировать работу с кредиторской задолженностью и не допускать отклонений по срокам оплаты в любую сторону.

Итоги

Процессная аналитика позволяет найти проблемные точки во всех ключевых процессах ритейла: от поиска поставщиков до взаимодействия с покупателями. После оптимизации операции занимают меньше времени, количество ошибок уменьшается. Это помогает быстрее оборачивать ресурсы, сокращать потери и улучшать финансовые показатели бизнеса.