Ритейл Дока 23 декабря 2024

Обзор на книгу «Департамент здравого смысла» Мартина Линдстрома

Обзор от нашего основателя и ключевого ритейл-эксперта Марии Шматковой на полезную для любой компании книгу Мартина Линдстрома «Департамент здравого смысла»

Мария Шматкова
Директор по Стратегии и Развитию бизнеса

Обладает экспертизой в области исследования рынка, построения бизнес-стратегий, разработки концептов торговых сетей и розничных магазинов, создания брендов с нуля

Книга привлекла внимание на полке магазина говорящим названием, лаконичной красной обложкой и иллюстрацией, на которой в корзину падает лист с текстом «Как избавиться от бюрократии, бессмысленных презентаций и прочего корпоративного бреда». Вызывает улыбку у любого сотрудника крупной компании, и не только крупной…

  • Год написания — 2021. 
  • Актуальность книги в 2024 — 8 из 10. 
  • Количество страниц — 256. 
  • Время на прочтение - 4 ч. 
  • Читабельность — 9 из 10. 

Наверняка каждый сталкивался с вопросами: 

  • Кто и зачем пишет нечитаемые инструкции к мебели и технике, по которым невозможно собрать даже элементарный предмет, а без инструкции так и вовсе непонятно назначение деталей? 
  • Почему с одной стороны работа из дома удобна, а с другой стороны у такого режима масса недостатков? 
  • Почему мы видим мельчайшие огрехи в обслуживании, когда что-то покупаем как клиент, но часто не можем этими же глазами посмотреть на пользователей услуг и товаров своего бизнеса? 
  • Сколько времени вы потеряли, пытаясь получить согласование, оформляя многостраничные презентации или следуя правилам, которые не приводят ни к чему кроме собственно их выполнения?

Чем крупнее бизнес, тем больше в нем правил, бизнес-процессов, неписаных принципов и невидимых на первый взгляд «серых кардиналов». И чем разветвленнее иерархия управления в компании, тем шире разрыв между генеральным директором и реальным положением дел. 

Что понравилось: 

  • Живость изложения; 
  • Харизма автора; 
  • Многочисленные кейсы из реальной практики; 
  • Юмор.

Что не понравилось: 

  • Книга написана в период пандемии и некоторые мысли требуют пост-пандемического переосмысления;
  • Мало практических предложений по исправлению ситуации; 
  • Описанные практики подходят для офлайн работы, но практически неприменимы в онлайне. 
  • Последняя глава про создание департамента здравого смысла кажется малоприменимой, особенно в крупных компаниях, но подводит к рекомендации обратиться к фирме автора.

Приведенные инструменты и схемы: 

  • Опросы сотрудников и клиентов; 
  • Единство KPI; 
  • Доска объявлений в офисе (скорее анти-пример в современных реалиях).

«Чем больше мы используем современные технологии, усиливая свое одиночество и самодостаточность, тем ниже уровень эмпатии. Мы предпочли отказаться от того самого качества, которое сделало людей успешным биологическим видом, а вместе с ним потеряли и здравый смысл».

«Совещания должны длиться не более тридцати минут. Один из способов добиться этого во время очных совещаний — принести с собой часы и сказать, что они олицетворяют совокупную заработную плату всех присутствующих».

«Можно с полной уверенностью утверждать, что чем длиннее и сложнее название той или иной должности, тем более бюрократической и менее здравомыслящей будет организация.»

«Во всем мире соответствие требованиям стало предлогом для защиты статус-кво и сохранения организации в прежнем виде — чтобы ничего не менять».

Читайте хорошие книги вместе с консалтинговой компанией «Ритейл Дока»!