Бизнес-трип в Китай: какие технологии будущего применяются в стоматологии
Совет директоров MaxTreat вернулся из деловой поездки в Китай: посетили крупнейшую стоматологическую выставку мира, местные клиники и учебные центры
Стоматолог-хирург, пародонтолог, Вице-Президент Независимой Ассоциации Пародонтологов, научный сотрудник ИЦС РУДН, член Европейской Ассоциации Эстетической Стоматологии, член Итальянской BBB Academy
На прошлой неделе совет директоров MaxTreat вернулся из деловой поездки в Китай. Цель путешествия — посетить крупнейшую стоматологическую выставку, познакомиться с локальным рынком стоматологических услуг, оборудования, материалов, изучить новинки, подсмотреть тенденции и тренды.
Гуанчжоу — столица провинции Гуандун, третий по величине город Китая с населением более 18 млн человек. Современный крупный мегаполис расположен в южной части материкового Китая на реке Чжуцзян («Жемчужная река»), рядом с побережьем Южно-Китайского моря, Гонконгом и Макао.
История города насчитывает более 2000 лет. Гуанчжоу является всемирно известным центром легкой промышленности и центром международной торговли.
Про город и людей
Гунчжоу, город с населением 18 млн человек, по площади в 2 раза больше Москвы, выглядит пустынным в любой день недели. Мы попытались выяснить у гида, где все люди. Спросили в будний день:
— Так все же на работе.
В викенд:
— Так выходной же, все дома отдыхают.
Работают действительно очень много. Встают в 5 утра, график примерно с 6 до 20:00. Интересно, что высшее образование — не идея фикс. Еще один диалог с местной девушкой:
— Высшее образование не очень популярно.
— А почему? Дорого?
— Нет, не очень. Просто надо делать бизнес!
— А какой именно бизнес?
Бизнесом занимается большая часть населения — исторически Гуанчжоу — это крупный торговый хаб, здесь отличная транспортная доступность на суше и на воде. Нам рассказали про огромные рынки самых разнообразных товаров, которые привлекают и точки зрения заработка, и с точки зрения покупок.
Зарплаты достаточно высокие, но и жизнь в городе дорогая: чашка кофе — 550 рублей, квартира 100 кв.м — 1млн долларов.
Главный тренд — роботизация. Причем всего, чего только возможно. Роботы уже взяли на себя массу технических функций: доставка, уборка, сопровождение. Выглядит это примерно так: в отеле есть отдельная стойка для доставок, где человек раздает роботам заказы, а они развозят посылки по номерам (по вайфаю «нажимают» этаж в лифте и «звонят» в номер). Забавно, что у робота нет пиетета к человеку, в лифт он заезжает первым и никого не пропускает.
Культурная жизнь
В пятницу мы ходили в консерваторию слушать Чайковского, чем удивили нашего гида и подтвердили стереотип о том, что русские любят искусство. Невероятные ощущения, когда понимаешь, что великий русский композитор трогает сердца милллиардов людей по всему миру. И не важно, на каком языке ты разговариваешь — язык музыки един.
В отличие от Москвы, где пятничным вечером попасть в театр или на концерт практически невозможно, здесь зал был заполнен наполовину. И если мы в России считаем поход в театр светским мероприятием, наряжаемся соответственно, в Китае это не воспринимается, как праздник, и все приходят в повседневной одежде. При этом 10-15% приходят с детьми от 6 до 12 лет.
Лучшие клиники и образовательные центры Гуанчжоу
Нам удалось попасть на экскурсию в стоматологическую клинику премиум-сегмента. Так как в Китае личные границы и персональные данные имеют огромное значение перед визитом нас попросили прислать резюме и заполнить анкету о целях визита.
Коллеги подтвердили встречу и мы оказались в клинике Lotus: 2000 кв.м., 18 кабинетов, зона для персонала 200 метров. Клиника расположена в пятизвездочном отеле, и внутри очень напоминает скорее лобби отеля, чем медицинское учреждение: целый чайно-кофейный бар, отдельная зона ожидания перед каждым кабинетом, игровая зона для детей, книги, гаджеты, предметы искусства и даже «макияжная комната» отдельно от уборных. И конечно, всевозможные роботы, от детских до уборщиков.
Нам было интересно узнать, на каком оборудовании и материалах работают китайские коллеги. Несмотря на развитое местное производство, в премиум-сегменте предпочтение отдается импортным брендам: Sirona, Zeiss, Planmeca, системы имплантатов — Osstem, Dentium, Nobel Biocare, Straumann. Все-таки нет пророка в своем отечестве.
Второй локацией стал образовательный центр и строящаяся при нем клиника. Владелец центра и клиники John Lee, хирург-имплантолог, спикер Nobel Biocare, оказался подписчиком Максима Валерьевича и был очень рад визиту.
Выставка Dental South China и тренды стоматологии 2024
Это крупнейшая стоматологическая выставка мира, на данный момент вторая по значимости после Кельна. Однако Максим Валерьевич считает, что у DSC есть все шансы стать первой — кельнская выставка проходит раз в два года, китайская ежегодно, а темпы, с которыми азиатские коллеги осваивают технологии, поражают воображение.
Роботизация в стоматологии
Пару лет назад на выставке в Кельне представили робота, который устанавливал имплантаты. Достаточно давно существует система X Guide — навигационная хирургия без шаблона, 3D-наведение сверл и имплантатов в реальном времени. Эта технология не получила широкого развития, так как топовым докторам были непонятны ее цели и преимущества. Тем не менее некоторые эксперты стоматологии, например, Алессандро Поцци, начали активно применять X Guide.
Увидев технологию в Кельне, китайские коллеги взяли ее на вооружение. И в этом году в Гуанчжоу мы увидели уже 4 производителя-разработчика роботов-имплантологов. И если европейцам непонятно, зачем это нужно, то для китайцев очевидно:
Высококвалифицированный человеческий труд — это очень дорого и дефицитно, поэтому есть потребность в роботизации некоторых процессов. Роботы-имплантологи представляют собой руку, которая работает четко по заданным координатам и при помощи множества датчиков отслеживает движения пациента. Технология позволяет исключить человеческий фактор. Такие роботы уже применяются в государственных и частных клиниках. Они суммарно установили 5000 имплантатов 3000 пациентов.
Внутренний рынок
Многие технологии, которые нас заинтересовали, ориентированы на внутренний рынок. Зачастую на вопрос о стоимости и возможности дистрибуции нам говорили, что продают товары только в Китае, а большинство работают в основном в области государственных заказов. Для частных клиник предложение пока находится в процессе формирования.
Китайский рынок самодостаточен, экономика работает по системе самовоспроизводство: потребности внутреннего рынка достаточны для сбыта локальных производителей, а в экспорте нет большой потребности.
На текущий момент экспорт, по крайней мере в области стоматологических разработок, не является приоритетом.
Второй проблемой для нас как зарубежных покупателей является сертификация всего этого оборудования в России — это всегда долгий бюрократический процесс, требующий много времени и сил.
Поэтому оценивать китайские новинки мы можем скорее в качестве интересных идей.
Технологическое развитие
Если 10 лет назад Китай отставал от мировых лидеров отрасли, то сегодня преимущество на стороне Китая. Скорость, с которой осваиваются инновации, разрабатываются аналоги, реализуются идеи и растет производство, поражает скоро оставит нас, обитателей европейского континента, далеко позади.