Moneyman 28 июня 2024

Социальные сети и их роль в корпоративных коммуникациях

О том, какие задачи они решают, и как их использовать, рассказывает Оксана Довгалева, руководитель по развитию HR-бренда и внутренних коммуникаций Moneyman

Оксана Довгалева
Руководитель по развитию HR-бренда и внутренних коммуникаций Moneyman

Эксперт в области управления персоналом, внутренних коммуникаций и HR-маркетинга

Вакуум всегда чем-то заполняется. Если компания не уделяет внимания внутренним коммуникациям, то он неизбежно будет заполнен домыслами и сплетнями в коллективе. Грамотно же организованные взаимодействие и каналы помогают снабжать сотрудников официальной и достоверной информацией, а также в целом упорядочить процесс взаимодействия с ними. 

Это беспрерывный процесс. Поддерживать внимание сотрудников к компании и ее жизни нужно постоянно, подобно тому, как маркетолог всегда борется за внимание клиентов. При этом эффективность каналов коммуникации может быть разной в зависимости от подразделения, в котором трудится сотрудник. Например, в силу своей функции работающие в CRM-системах линейные сотрудники редко читают рабочие чаты и почтовые рассылки, для них это белый шум. Да и в целом сотрудник любого подразделения загружен информационно и функционально, из-за чего не всегда осмысленно воспринимает и запоминает входящие новостные сообщения.

Одним из действенных и универсальных инструментов для решения этой задачи служат социальные сети. Они привычны, доступны и популярны среди сотрудников всех уровней и возрастов. 

Какие глобальные задачи коммуникации решают соцсети

Прежде всего речь идет о связи с сотрудниками и их оперативном информировании о новостях компании, событиях из корпоративной жизни и различных активностях и вовлечении в них работников через развлекательные механики. Уровень информированности работников повышает их уверенность в заботе компании о них и в том, что они причастны к общему делу. Это всегда положительно отражается на удержании персонала.

Социальные сети также помогают укреплять и развивать HR-бренд во внешнем пространстве. Как и о человеке, они могут многое рассказать о работодателе. Это хорошая возможность наглядно и на конкретных примерах познакомить соискателей с культурой и ценностями компании, ее корпоративной жизнью. Соцсети позволяют организовать своего рода полноценную виртуальную экскурсию в офис и правильно передать общие вайб и атмосферу.

Также есть и прямая экономическая выгода. Реклама вакансий в социальных сетях расширяет воронку поиска, следовательно, снижается стоимость найма персонала.

Как мы используем соцсети в Moneyman

Мы уделяем много внимания ментальному здоровью работников и в рамках работы с выгоранием объявили неделю психологического здоровья. Используя соцсети, мы напомнили о наличии в соцпакете психологической помощи, рассказали об инструментах и способах для борьбы со стрессом и повышении стрессоустойчивости.

Соцсети также являются мощным объединяющим фактором для команд из разных городов, когда мы запускаем активности и флешмобы. Это позволяет нам транслировать таким командам общую корпоративную культуру, комментировать и репостить контент с их участием, создавая тем самым корпоративное сообщество. 

Когда нам нужно внимание сотрудников, чтобы напомнить о реферальной программе привлечения соискателей, мы размещаем информацию о вакансии и просим сделать репост. По нашему опыту, скорость закрытия вакансии и расходы на нее сокращаются в этом случае вдвое.

Также мы сделали отдельную страницу в соцсетях, изначально ориентированную на привлечение соискателей из регионов. На ней мы рассказываем о корпоративной жизни и рекламируем вакансии. Это эффективное решение при наличии у компании географически разветвленной структуры.

Чье участие нужно для ведения соцсетей и какой может быть контент

В зависимости от масштаба, потребностей компании и доступных ресурсов непосредственно заниматься ведением социальных сетей могут разные люди. Например, если стоит задача усилить HR-бренд вовне, то это могут быть специалисты по PR или маркетингу. Когда нужно использовать соцсети для коммуникаций с новыми сотрудниками и их адаптации, то здесь не обойтись без HR-специалистов.  Например, составляя handbook новичка, важно понимать путь сотрудника с самого первого дня и включить в него не только вспомогательные материалы, организационную структуру, но и карту офиса. В нашем случае мы также используем дизайнера для визуального оформления контента.

Сервис Moneyman структурно входит в финтех-группу IDF Eurasia. На уровне всей группы компаний мы используем ВКонтакте, Telegram и Instagram (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой запрещена в России). Стиль общения с сотрудниками — легкий и непринужденный. На месяц вперед мы составляем контент-план по разным рубрикам публикаций: корпоративная культура, мотивация и знакомство с командой, интервью с ключевыми стейкхолдерами и пр. При подготовке плана мы опираемся на tone of voice компании и принимаем во внимание актуальные тренды. Например, отталкиваясь от тренда на астрологию, мы стилизовали информационные сообщения под шуточные астропрогнозы.

Отдельно стоит упомянуть пользу культуры мемов. Они позволяют найти язык с любым поколением сотрудников. Например, если работники не очень активно отзываются на официальную рассылку с предложением пройти опрос удовлетворенности трудом, то вызывая эмоции при помощи мемов, до них можно эффективнее «достучаться» и получить результат. 

Как мотивировать сотрудников активнее использовать корпоративные соцсети

Наиболее действенный способ заключается в том, чтобы сделать самих сотрудников амбассадорами бренда. Например, наши работники сами активно снимают трендовые рилсы. Для них это возможность реализовать творческий потенциал и получить лайки коллег, стать «звездой». 

Мы запускаем конкурсы, организуем фотозоны на корпоративных мероприятиях, устраиваем флешмобы. Например, у нас были флешмобы «Зеленая пятница» и Джинсовая пятница», в эти дни в офисе действовал соответствующий дресс-код. Это интересно сотрудникам, они с удовольствием фотографируются, постят такие мероприятия в своих соцсетях и ставят хэштеги, повышая тем самым охваты. 

В целом сам контент должен быть развлекательным и вовлекающим, чтобы работникам хотелось оставаться участниками корпоративных групп в соцсетях. Даже официальную корпоративную новость надо стараться упаковать так, чтобы она была воспринята позитивно и с интересом.