Эксперты назвали приоритетные экспортные рынки для российских ИТ-компаний
Аналитики ФРИИ и ЦМАКП определили 30 стран с высоким экспортным потенциалом для российских ИТ-продуктов
В число перспективных рынков для отечественных ИКТ-компаний вошли Беларусь, Бразилия, Иран, Таиланд, Китай и еще 25 стран. К такому выводу пришли авторы совместного исследования ФРИИ и ЦМАКП.
Аналитики оценили экспортный потенциал перспективных продуктовых ниш в области новых коммуникационных интернет технологий, в которых российские компании обладают заделами и интересными продуктами.
- «Кибербезопасность». Среди продуктов, которые относятся к этой группе ниш: средства надежной и быстрой аутентификации, а также антифрод-системы.
- «Создание контента». Речь идет о платформах для поиска и использования библиотек цифровых арт-объектов, инструментах для работы с аудио, видео, AR/VR-контентом, устройствах оцифровки реальности, автоматическом переводе голоса в текст и обратно.
- «Интернет-маркетинг». Это инструменты визуализации товаров, платформы для взаимодействия с брендами, сервисы для управления контентом и рекламными кампаниями в социальных медиа, поиска инфлюенсеров.
- «Экосистемы». Такие ИТ-продукты помогают обмениваться данными между платформами социальных медиа, анализировать BigData в соцсетях.
Авторы исследования определили 30 стран с высоким экспортным потенциалом для российских ИТ-продуктов и разделили их на четыре группы согласно Бостонской матрице.
- «Звезды». Большой рынок с высокими темпами роста.
- «Дойные коровы». Большой, но стабильный рынок.
- «Трудные дети». Небольшой рынок с высокой динамикой развития.
- «Собаки». Маленький рынок без значимых перспектив роста.
Самыми перспективными для экспорта российских ИТ-продуктов стали рынки, оказавшиеся «звездами» не менее чем в двух нишах.
- Беларусь
«Звезда» на рынках экосистем и средств интернет-маркетинга.
Привлекательность этой страны для экспорта российских ИТ-продуктов обусловлена несколькими факторами. Россия — крупнейший торгово-экономический партнер Беларуси. В стране развита интернет-инфраструктура: более 90% населения имеют доступ к сети. Кроме того, белорусский ИКТ-сектор динамично развивается, его объем составляет порядка 5 млрд долларов. Единственный отрицательный фактор для экспансии российских компаний — небольшой объем потребительского рынка.
- Бразилия
«Звезда» на рынках средств кибербезопасности, интернет-маркетинга, инструментов создания контента.
Бразилия привлекательна для российских экспортеров ИКТ-продуктов благодаря стабильным политическим отношениям страны с Россией в рамках БРИКС, большому объему потребительского рынка и динамичному росту ИКТ-сектора. Среди отрицательных факторов — низкий уровень развития интернет-инфраструктуры (доступ к сети имеют порядка 80% населения) и масштаб сотрудничества России и Бразилии. Товарооборот двух стран составляет порядка 5 млрд долларов.
- Иран
«Звезда» на рынках средств кибербезопасности, создания контента, интернет-маркетинга и экосистем.
В пользу российских ИКТ-компаний говорят хорошие политические отношения России и Ирана, большая емкость и динамика местного рынка. Вместе с тем Иран — «звезда средней величины». В стране относительно небольшой, но довольно развитый ИКТ-сектор, способный обеспечить разработку и производство ИКТ-товаров и услуг. В сочетании с большой ролью государства это может создать препятствия для широкой экспансии российских компаний.
- Таиланд
«Звезда» на рынках средств кибербезопасности и интернет-маркетинга.
Страна имеет большой рынок, стабильные политические отношения с Россией и динамично развивающийся рынок ИКТ. К перечню недостатков страны для экспортного потенциала российских ИКТ-продуктов эксперты относят относительно низкую долю молодого населения (около 40%), а также высокую конкуренцию со стороны третьих стран, прежде всего Китая. Свою роль может сыграть и незначительный масштаб торгово-экономического сотрудничества России и Таиланда.
Авторы исследования также отнесли к перспективным странам Египет («звезда» на рынках средств кибербезопасности и интернет-маркетинга), Индию («звезда» на рынках средств кибербезопасности и экосистем), Индонезию («звезда» на рынках средств кибербезопасности и интернет-маркетинга) и Китай («звезда» на рынках интернет-маркетинга и экосистем).
Аналитики ФРИИ и ЦМАКП оценивают суммарный экспортный потенциал по всем 30 странам в 40 — 50 млрд долларов в год на горизонте до 2028 года.