Доверительное управление: точка баланса отношений клиента и управляющего
С 1 января 2025 года Банк России вводит изменения в Положение 482-П — ключевой документ, регулирующий деятельность по доверительному управлению в России
Работает в профессиональных участниках рынка ценных бумаг с 2007 года. Имеет квалификационные аттестаты 1.0, 4.0, 5.0
Одним из главных изменений станет отмена стандартных стратегий, которые широко использовались управляющими. Ранее каждая стандартная стратегия имела заранее установленные параметры ожидаемой доходности и риска, что позволяло клиентам самостоятельно выбирать подходящий уровень риска и дохода.
Причины отмены стандартных стратегий
В последние годы (особенно в 2022 и 2024 годах) участились жалобы клиентов в адрес Банка России, вызванные неудовлетворительными результатами доверительного управления. В первой половине 2022 года и с мая по декабрь 2024 года многие управляющие не оправдали ожидания клиентов, что привело к взаимным претензиям. Клиенты, воспринимающие доверительное управление как аналог банковского депозита, недоумевают, почему управляющие не смогли предугадать снижение рынка и минимизировать убытки.
Исторический контекст и отличия рынка
Доверительное управление имеет глубокие корни в США, где граждане традиционно инвестируют на долгосрочной основе. В отсутствие государственной пенсионной системы американцы привыкли вкладывать часть доходов в акции и облигации, начиная с первой зарплаты и до конца жизни. В России, напротив, в силу отсутствия долгосрочной инвестиционной культуры, инвестиции через биржу воспринимаются как краткосрочный аналог депозита, тем самым, усиливая различия между ожиданиями клиентов и реальными возможностями рынка. При этом:
- Вариативность положительной доходности инвестиций еще может быть принята клиентами, но убытки — нет.
- Сроки инвестирования часто ограничиваются 1-3 годами, что значительно усложняет задачи управляющих, поскольку акции обычно обгоняют депозиты по доходности лишь на горизонте 5-10 лет.
Проблемы взаимодействия клиентов и управляющих
Ситуация осложняется следующими аспектами:
- Клиенты часто ожидают стабильной доходности, свойственной депозитам, и негативно воспринимают объяснения управляющих о рыночных колебаниях.
- Управляющие же, несмотря на профессиональные навыки, не всегда способны предсказать резкие изменения рынка. Например, клиенты недоумевают, почему активы не были проданы до обвала цен.
В результате формируется замкнутый круг: в периоды роста рынка обе стороны довольны, а в периоды падения — растет взаимное недовольство. И это грустная история, потому что Доверительное управление, как и любой другой бизнес — в первую очередь должно соответствовать ожиданиям своих клиентов.
Возможные решения
Для разрыва этого порочного круга необходимо движение навстречу друг другу:
Клиенты
- Формирование привычки к долгосрочным инвестициям – Важно регулярно откладывать часть дохода, даже небольшую, для инвестиций или сбережений. То есть понимать правильность подхода по регулярному пополнению своих инвестиционных портфелей.
- Диверсификация – Разделение средств между акциями, депозитами, валютными инструментами, это снижает риск и повышает устойчивость портфеля.
- Эмоциональная стойкость – Инвесторы должны принимать возможные колебания стоимости активов с большей стойкостью и рассматривать инвестиции на долгосрочной основе (10-50 лет).
Управляющие
- Эволюция профессиональных подходов – Управляющим необходимо совершенствовать навыки и адаптироваться к текущим реалиям. Необходимо умело использовать весь инструментарий финансового рынка, актуальный в данный момент, например, в настоящее время это фонды денежного рынка и ОФЗ-флоутеры. Нужно быть готовым применять заявки СТОП-ЛОСС, которые ограничивают убытки.
- Анализ экономических циклов – Понимание стадий цикла помогает выбирать оптимальные моменты для инвестиций. Это включает умение покупать активы на спадах и продавать на пиках. Здесь безусловно понадобиться мужество покупать, когда все вокруг могут говорить «продавай», и продавать, когда все вокруг воодушевлены прошедшим продолжительным ростом и ожидают дальнейшего повышения котировок.
- Гибкость стратегий – Вместо классической стратегии «купил и держи» управляющим стоит разрабатывать адаптивные модели, учитывающие возрастающую непредсказуемость рынков и вероятность «черных лебедей», например, в виде реализации геополитических рисков.
Образовательные инициативы
Обеим сторонам следует активно участвовать в образовательных программах. Клиенты — чтобы лучше понимать принципы инвестирования, управляющие — чтобы совершенствовать навыки коммуникации с клиентами и лучше объяснять сложные финансовые процессы.
Долгосрочная перспектива
Синергия усилий клиентов и управляющих может гармонизировать их отношения. Клиенты, развивая привычку регулярных инвестиций, становятся более устойчивыми участниками рынка, что позволяет управляющим достигать лучших результатов на долгосрочном горизонте. В свою очередь, управляющие, улучшая свои методы и добиваясь лучших результатов, обеспечат клиентам более комфортные условия.
Такое взаимодействие способствует укреплению доверия между сторонами, что, в конечном итоге, способствует развитию финансового рынка Российской Федерации — одной из приоритетных задач Банка России.