Как подготовить публичный годовой отчет некоммерческой организации
Пять советов по подготовке публичного годового отчета приводит Директор по коммуникациям Фонд целевого капитала «Истоки» Кирилл Ольгинский
Окончил исторический факультет Нижегородского государственного университета, а также Utah State University (США). Опыт работы в журналистике, PR и коммуникациях в НКО и бизнесе. В фонде — с 2019 года
Весна — сезон публикации годовой отчетности. Фонды целевого капитала, как и все некоммерческие организации, по закону не обязаны представлять подробные публичные отчеты (достаточно лишь протокольной финансовой части), но многие публикуют (мы — в их числе) — как дань открытости и прозрачности в целом и — уважения стейкхолдерам и донорам в частности.
Начиная с 2020 года, отчеты Фонда целевого капитала «Истоки» получают высшую оценку на ежегодном конкурсе «Точка отсчета» — «Золотой стандарт». Так, на конкурсе 2022-23 года наш отчет занял 6 место среди 280 представленных. В том же 2023-м годовой отчет фонда получил «5 звезд» в рейтинге годовых отчетов нефинансовых и финансовых компаний, вузов, НКО, общественных и просветительских организаций, подготовленному рейтинговым агентством RAEX.
Сформулировали пять основных принципов, которых стараемся придерживаться в подготовке публичной годовой отчетности нашей некоммерческой организации. Надеемся, что наши наблюдения помогут коллегам по сектору.
1. Будьте лаконичны
В отчет отбираем только самую необходимую информацию — то, что действительно может быть интересно основным целевым группам. Следуем золотому принципу русских писателей: «Если можешь не писать, не пиши». В конце концов, после ознакомления с любым, даже очень длинным и важным текстом в сухом остатке всегда остается только одна ключевая идея. Так пусть же путь читателя отчета к этой идее будет как можно коротким и прямым. Если убрать лишнее, то больше вероятности, что заметят главное. Если цифры, то — только самые важные, демонстрирующие ключевые результаты или решения. А если кому-то захочется узнать подробности и нюансы, всегда можно посмотреть стандартный финансовый отчет.
Единообразную информацию, состоящую из схожих элементов (цитаты, сведения о НКО-благополучателях, о команде) стараемся без ущерба для информативности помещать в «карусели», которые можно прокрутить. Так экономится место и отчет не превращается в бесконечную, уходящую далеко вниз «простыню». Но этот прием, конечно, предполагает «цифровизацию» отчета — PDF уже не подойдет.
2. Будьте проще
Пишите простыне, не перегруженные терминологией. Предложения, по возможности, — короткие. Рассказывайте просто о сложном, а не наоборот. При этом важно, чтобы тексты были грамотными — всю информацию проверяет профессиональный корректор.
3. Структурируйте
Сделайте в отчете несколько основных разделов, легко различимых друг от друга по смыслу и визуальному оформлению. Мы из года в год сохраняем однажды выработанную и, на наш взгляд, логичную для эндаумента структуру. Так что, если вы смотрите наши отчеты не впервые, то точно знаете, где и что искать: как в хорошем сетевом магазине, ноги сами приведут вас, куда надо.
4. Дружите с «цифрой»
Уже несколько лет мы делаем отчет как «сайт в сайте» — в цифровом виде, поэтому у нас есть те самые «карусели», графики вырастают у вас на глазах, обозначая тенденции, ключевые цифры анимированы. Если есть какой-то скрытый элемент (например, кликабельная ссылка или «карусель»), то меняющийся цвет или подрагивающая стрелка вам об этом подскажут. Но с анимацией важно не переборщить!
5. Адаптируйте
Позаботьтесь о том, чтобы отчет был доступен для комфортного просмотра на любом типе мониторов или смартфонов (мобильная версия — обязательна).