Как работают депутатские запросы

Депутатский запрос как возможность позитивного решения проблемного кейса клиента

Глеб Плесовских
Адвокат, председатель коллеги «Плесовских и партнеры»

Член Ассоциации юристов России, автор книги «Секреты успеха юриста и адвоката». Специализируется на защите бизнеса, уголовных делах должностной и экономической направленности.

Основной специализацией Коллегии адвокатов «Плесовских и партнеры» являются дела экономической и должностной направленности, а также защита прав бизнеса. Поэтому неудивительно, что наши клиенты, доверители и, в частности, представители бизнеса, нередко прибегают к такому механизму защиты своих прав как обращение к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы или, например, правозащитные организации. И наша задача — помочь доверителю сформировать фактуру таким образом, чтобы политический деятель был заинтересован в оказании этой помощи.

Ни для кого не секрет, что для депутата или члена Совфеда такого рода запрос является своего рода механизмом пиара. Обращения граждан или инициативных групп всегда поднимают хайп и привлекают внимание общественности. 

В этом нет ничего плохого, ведь это дает возможность создать резонанс по делу доверителя, привлечь к освещению кейса СМИ, что часто сказывается положительно для решения проблемы и помогает нам, юристам, выполнить поставленную задачу.

Большая часть таких запросов, с которыми нам приходится сталкиваться, адресована представителям правоохранительных органов. Традиционно, это органы внутренних дел, а также Следственного комитета. Реже — органов прокуратуры. 

Отметим, что довольно некорректно направлять такого рода запросы в суды, потому как такие действия могут быть расценены как давление на суд, и особенно некорректно такие действия будут выглядеть в период подготовки судьи к приговору, поскольку в этот момент судья должен быть максимально абстрагирован от внешних воздействий, которые могут пошатнуть его внутренние убеждения и склонить к принятию субъективного решения.

Согласно нашему опыту, можно выделить несколько целей, которые мы преследуем, помогая формировать запрос в правоохранительные органы. 

Первое: контроль за соблюдением законодательства.

Внимание, проявленное депутатом, или сенатором к конкретной проверке или уголовному делу само по себе является формой контроля за неукоснительным соблюдением законодательства со стороны отдельных должностных лиц. 

Второе: резонанс.

Придание кейсу клиента резонанса и привлечение внимания общественности, правозащитных организаций и СМИ идет на пользу проблеме.

Третье: привлечение внимания руководства того или иного правоохранительного органа к проблематике клиента.

Что это означает на практике? Уголовное дело или проверка могут быть взяты на контроль надзирающим прокурором, профильным отделом либо руководителем правоохранительного органа. Может быть инициировано межведомственное совещание, для выяснения всех обстоятельств дела и выявления возможных нарушений.

Как адвокаты и специалисты с опытом в данной сфере мы знаем, как сформировать запрос таким образом, чтобы депутат обратил на него внимание, ведь подобного рода обращений сегодня поступает достаточно много, и законотворцы просто физически не могут обратить внимание на каждое из них.

Отдельной строкой хочется выделить крайне негативное явление, когда инициирование уголовного преследования становится инструментом недобросовестной конкурентной борьбы между недавними бизнес-партнерами. 

В таком случае особенно важно привлечение внимания правозащитников и политических деятелей к ситуации. Такое внимание может помочь переломить искусственно созданные обстоятельства и повлечь за собой меры воздействия в отношении должностных лиц, допустивших возможные нарушения законодательства. Довольно часто «депутатский запрос» является чуть ли не единственной возможностью добиться позитивного решения для клиента.