Объявлен победитель Конкурса инноваций в образовании в 2025
21-22 ноября состоялся финал 12 сезона Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Победителем стал проект детских изданий для неговорящих детей «Понятные книжки»
На конкурс было продано рекордное число заявок — 1 393. Победителем стал проект детских изданий для неговорящих детей «Понятные книжки» Александры Казариновой из Санкт-Петербурга, которая получит главный приз — 1 миллион рублей.
Организаторами КИвО с 2024 года являются НИУ ВШЭ и Альфа-Банк. В этом году конкурс вновь объединил преподавателей, исследователей, студентов, предпринимателей и лидеров образовательных технологий из десятков регионов России. Сезон стал рекордным: было подано 1 393 проекта от 1 311 команд, а общее число участников достигло 3 242 инноваторов. Самому молодому участнику было 8 лет, самому опытному — 79 лет.
Победителем КИвО-2025 стал проект «Понятные книжки» (г. Санкт-Петербург), который завоевал главный приз — 1 миллион рублей. «Понятные книжки» — адаптированные детские издания для неговорящих детей. Проект демонстрирует современный подход к работе с особыми образовательными потребностями и глубокое понимание целевой аудитории. Его автор Александра Казаринова работает с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи как индивидуальный предприниматель. Вместе с коллегами-дефектологами она создает книги, в которых каждое слово текста переведено на язык международных графических символов. Проект развивается уже третий год, и за это время разработчики получили несколько тысяч заявок на такие издания.
«Общее впечатление от конкурса — как будто меня обняли и вели по дороге, и все это время я ощущала энергию его организаторов. Деньги, которые я получила как абсолютный победитель и победитель в номинации, пойдут на подарки к Новому году — мы напечатаем книгу и разошлем ее родителям, которые оставили заявки», — Александра Казаринова, победительница Конкурса инноваций в образовании 2025.
Проект получил не только главный приз, но также номинацию от специального партнера конкурса фонда «Наше будущее». Наталия Зверева, директор фонда «Наше будущее», отметила, что важно поддерживать инициативы, которые не просто предлагают инновационные решения, но и реально меняют жизнь людей.
«Проект «Понятные книжки» помогает детям с особыми потребностями получить доступ к тому, что является основой детства — совместному чтению с родителями, эмоциям, развитию. Партнерство с КИвО позволяет нам находить и поддерживать лучшие образовательные практики по всей стране, усиливая влияние социального предпринимательства в сфере образования», — Наталия Зверева, директор фонда «Наше будущее».
В финал КИвО-2025 вышло 12 проектов:
- Поток (г. Оренбург). Конструктор для создания визуальных квизов, тренажеров и интерактивных образовательных сценариев. Упрощает работу педагогов и позволяет быстро собирать цифровые активности;
- Благодарные Выпускники (г. Москва). Программа, где выпускники школы помогают новому поколению учеников реализовывать свои идеи, формируют культуру менторства и поддержку внутри школьного сообщества;
- Новая учительская (г. Ростов-на-Дону). Неформальные встречи педагогов со специалистами из других сфер — для развития soft skills, расширения кругозора и обмена практиками;
- Межфакультетская учебная студия ИИ-решений (г. Москва). Совместная площадка для студентов-менеджеров и инженеров, где команды создают бизнес-решения на базе ИИ;
- Рубликс (Приморский край). Платформа, на которой школьники учатся инвестированию через симуляции и игровые механики — как настоящие профессионалы;
- Понятные книжки (г. Санкт-Петербург). Развитие читательской грамотности у неговорящих детей с помощью адаптированной художественной литературы;
- ИИ-Мост (г. Томск). Многоязычный ИИ-ассистент для поддержки педагогов, которые работают с детьми этнических мигрантов и двуязычных семей;
- AI Cheer Assistant (г. Москва). Приложение на базе ИИ, которое помогает ученикам и спортсменам осваивать элементы чирлидинга с персональной обратной связью;
- Тайны Байкала (г. Иркутск). Образовательная приключенческая платформа, где подростки узнают о природе России в формате интерактивной истории;
- Ярче! (г. Северодвинск). Программа развития (со)участия учащихся: школьники вместе с педагогами и родителями преобразуют пространства своей школы — через дизайн, творчество и проектное мышление;
- BIONIC’ON (г. Москва). Турнир для школьников и студентов, объединяющий бионику, финтех и предпринимательство — от идеи до инженерных решений;
- Правовая Одиссея (Ульяновская область). Образовательное путешествие для людей серебряного возраста, помогающее повысить уровень правовой грамотности в доступной и игровой форме.
В рамках конкурса Альфа-Банк также учредил три специальные номинации с Грантом в размере 500 тыс. руб. Победителями в них стали Межфакультетская учебная студия бизнес-решений на основе ИИ, Рубликс и AI Cheer Assistant.
Также собственные номинации учредили партнеры конкурса: SkillCity, Академия инноваторов Центр проектирования образовательных пространств, Дом творческих людей VERKLOV, Альтшу Университет, Бюро импакт-решений, VK, Просвещение, МГПУ, Российский биотехнологический университет, ПУЛ «Развитие университетов», Proimpact, МГППУ, журнал «Researcher», Altairika, Лаборатория проектирования содержания образования, ММСО.
«Уже второй год конкурс организуется в сотрудничестве Высшей школы экономики и Альфа-Банка, что позволило ему выйти на качественно новый уровень. Мы утроили количество заявок за два года. Стала масштабнее образовательная программа (в 20 раз больше участников). Объединение экспертизы Альфы и НИУ ВШЭ позволяет поддерживать проекты по всем наиболее актуальным направлениям в сфере образования, среди которых проекты на основе ИИ, проекты по развитию финансовой и цифровой грамотности, проекты по обучению предпринимательству», — Марат Исмагулов, члена правления, HR-директор Альфа-Банка.
«Конкурс инноваций в образовании отражает разнообразие проектов — как технологических, так и социальных — и охватывает разные уровни образования. В этом его особенность. Он создает платформу для обмена идеями, стимулирует инновации и дает возможность авторам реализовать свои проекты, вне зависимости от направления или масштаба инициативы», — Ирина Мартусевич, проректор НИУ ВШЭ.
«У нашего конкурса долгая история — уже 12 лет мы собираем образовательные инновации со всей страны и из-за ее пределов, и интерес к КИвО не ослабевает. Но главное для нас — это сообщество, которое формируется вокруг конкурса. Среди участников есть те, кто проходит путь от инноваторов до экспертов; есть команды, которые подаются ежегодно и находят ценность в комьюнити вне зависимости от результата; а кто-то выигрывает уже в первый раз. Это разнообразие и междисциплинарность делают наше сообщество особенным. И мы рады видеть, что оно живет и развивается далеко за пределами конкурсного периода», — Диана Королева, директор Конкурса инноваций в образовании.