Рексофт 4 июля 2024

Индустрия 5.0: новая эпоха или утопия

Концепция основана на идее взаимодействия человека и машины. Имеет ли эта теория право на существование, разбираемся вместе с руководителем «Рексофт Консалтинг»

Андрей Скорочкин
Генеральный директор «Рексофт Консалтинг»

Возглавляет бизнес-юнит трансформационного и стратегического консалтинга группы «Рексофт»

По мере того, как цифровые технологии и автоматизация проникают в каждый аспект общественной жизни, на горизонте появляются новые концепции о будущем человечества. Одна из них — Индустрия 5.0, также известная как «Пятая промышленная революция».

Первые три промышленные революции описаны в учебниках истории. Четвертая совершается прямо на наших глазах. В чем отличительная особенность Индустрии 5.0, которую называют пятой промышленной революцией? Есть мнение, что в ней нет уникального технологического прорыва. Так ли это?

Давайте разберемся в терминах. Индустрия 4.0 — это автоматизация, которая происходит сейчас с разным уровнем успешности, но главное — это внедрение разных систем, в том числе промышленная автоматизация и искусственный интеллект. В свою очередь Индустрия 5.0 — это взаимодействие человека и машины, так называемые человеко-машинные системы из области кибернетики. Мы говорим о постепенном процессе, который заключается в том, что роботы становятся более человекоподобными. Мы получаем среду на границе между искусственным интеллектом и роботизацией: роботы, человеческие интерфейсы, языковые модели. В такой ситуации во многих процессах человек либо полностью заменяется, либо ему сильно начинает помогать технология.

Есть разные мнения относительно обоснованности выделения в отдельный этап Индустрии 5.0. На мой взгляд, это имеет право на жизнь. Просто стоит понимать, что этот скачок от одного уровня до другого оказался не вполне таким, как мы ожидали. Все процессы еще продолжаются и переход еще не до конца произошел. Более того, изменения оказались почти незаметными. Например, искусственный интеллект и языковые модели развивались достаточно долго. Все эти новшества проникают в жизнь плавно, так что мы не понимаем, что уже живем в другую эпоху. Сначала пришли системы распознавания лиц, встроенные в системы наблюдения, которые по сути те же нейросети. Нейросети начали рисовать картины и писать музыку. Уже сейчас порой нельзя отличить, с кем ты разговариваешь — с человеком или с нейросетью. 

И еще более значительный прорыв, на мой взгляд, должен произойти на пересечении двух потоков — совершенствования моделей и увеличения вычислительных мощностей. Достижение quantum supremacy (превосходство квантовых вычислений над обычными) уже стало реальностью. Многие работают в этом направлении, и даже компании оцениваются по принципу quantum ready. Это значимо не только тем, что возрастают вычислительные мощности, но и меняются сами принципы вычислений. Скорее всего, новый сдвиг произойдет, когда будет накоплена критическая масса изменений. Модели дозреют, станут еще более совершенными и, если это развитие умножится на скачкообразной прогресс вычислительных мощностей, то это приведет к настоящей революции. И тогда уже точно изменится многое.

Как сотрудничество между людьми и машинами может повлиять на эффективность производства? Насколько изменится роль сотрудников?

Достаточно трудно прогнозировать, но, с моей точки зрения, предприятие будет работать как автоматизированный комплекс. Уже сейчас один человек может полностью управлять фабрикой. Что не решено — это вопрос ответственности: кто будет отвечать за то, что машина что-то изменит. Сейчас эти вопросы уже больше находится в юридической плоскости, а не в технической, хотя и техническая сторона вопроса не до конца все-таки проработана. Автономная работа целых предприятий пока просто слишком дорога. По мере развития технологии и их удешевления, все эти вопросы будут решены. Это будут автономные производственные комплексы и рабочие в привычном нам понимании станут не нужны совсем, человеку будет отводиться только интеллектуальная деятельность. На мой взгляд, это случится на горизонте 10-15 лет. 

Как связаны пятая промышленная революция и ESG?

Вопрос не самый простой. Наибольшее значение в контексте пересечения ESG и пятой индустриальной революции будет иметь буква «S», отвечающая за social, то есть именно ответственные технологии, ответственный искусственный интеллект. Как не передать контроль за своей жизнью искусственному интеллекту? Кто будет принимать решения?  Известный кейс с беспилотной машиной: едет машина и ситуация складывается так, что по показателям абсолютно понятно, что кто-то пострадает. Слева старушка, справа ребенок. Компьютер точно знает по датчикам, что авария неизбежна. Какое решение машина должна принять? Кто будет писать этот алгоритм принятия решения? Кто понесет в итоге ответственность? Поэтому этичность играет важную роль и буква «S» имеет определяющее значение.

С точки зрения экологии должна помочь эффективность. КПД увеличивается, следовательно, меньший расход ресурсов и меньше выбросов и потребления топлива, применения невозобновляемых материалов и так далее. Хотя пока это нелинейный процесс. Например, сейчас осторожно, но уже начинают говорить о том, что солнечные панели оказываются не такими экологичными, как хотелось — на сегодняшний день их невозможно переработать. Те же самые вопросы к электробатареям. Поэтому то, что сейчас названо «зеленым», не факт, что им на самом деле является.

На мой взгляд, в глобальном смысле ситуация улучшится за счет того, что расходование ресурсов выйдет на новый уровень эффективности в связи с применением технологий. Но ключевой проблемой остается социальная сфера: вопросы этики и ответственности.

Как Индустрия 5.0 изменит определение понятия «робот»? Будет ли это не просто машина для выполнения рутины, а своего рода компаньон?

Да, взят курс на уподобление человеку, причем сознательно. Например, по Москве курсируют роверы-доставщики. Они специально сделаны производителями милыми, чтобы нравиться людям. То же самое будет касаться всего остального, то есть роботов будут максимально приближать к человеку. Это одна из ловушек, связанных с буквой «S» в ESG. Потому что это не живое существо, а все-таки машина. А в сознании понятия живого существа и робота будут все больше сращиваться.

Проблема в Индустрии 4.0 — это внедрение повсеместной автоматизации, а Индустрия 5.0 предлагает синергию между людьми и роботами. Как эти на первый взгляд взаимоисключающие тенденции смогут перерасти одна в другую? Нет ли здесь конфликта концепций?

Они вовсе не взаимоисключающие. Индустрия 4.0 — это автоматизация. Она нужна для того, чтобы перейти к следующему уровню, а именно к привыканию к тому, что некоторые процессы могут быть автоматизированы. Это необходимо для того, чтобы потом на эту базу надстраивать более интеллектуальный слой. Например, для поддержки принятия решений и для того, чтобы встроенные везде и во все датчики начинали коммуницировать друг с другом, а потом нейронные модели могли оптимизировать все эти процессы. Все эти пути логичны и их необходимо было пройти. Таким образом, Индустрия 4.0 плавно перетекает в 5.0.

С какими рисками производство столкнулось, войдя в эру Индустрии 4.0? И что принесет Индустрия 5.0? С какими технологическими угрозами нам предстоит бороться?

Рисков много и они достаточно серьезны. Риски повсеместной автоматизации связаны с тем, что машина может ошибаться. И это не риски, а, скорее, проблемы. Переход на новый уровень влечет за собой риск технологической зависимости. Здесь невозможно не говорить про технологический суверенитет, так как технологии становятся инструментом соперничества и конкуренции. Если предприятие функционирует на технологиях, которые ты не контролируешь и не можешь управлять ими и развивать — это огромный риск. Да, вполне вероятно, что в какой-то момент все может быть остановлено, причем дистанционно.

Когда руда добывается экскаваторами, то возможность проблем невелика. Если же в процессе участвуют роботы, которые управляются через облако, то в какой-то момент абсолютно все может остановиться по команде извне. То есть возникает вторая крупнейшая проблема — кибербезопасность. Я считаю, что это один из глобальнейших будущих вопросов, которые предстоит решать. Чем выше уровень автоматизации, тем выше зависимость. При этом в этой сфере не действует рациональность реальной жизни: если возможный ущерб превышает выгоду, то субъект воздерживается от действий. В случае с технологиями любой человек через телефон может остановить завод. То есть, можно даже не осознавать, какой урон наносят действия. Даже если потом преступник понесет наказание, это уже не компенсирует понесенных потерь. 

Третий момент — любое развитие технологий обязательно находит применение в вооружении. Мы это все видим: любые самые передовые системы искусственного интеллекта сначала внедряются далеко не в сельском хозяйстве. Ну это тоже к вопросу опять же буковки «S».

Коботы будут обучаться на примерах, которые будут показывать работники, используя анализ намерений человека. Есть ли прогнозы, может ли это в будущем иметь для человечества негативные последствия?

Вероятно, до определенного момента системы будут обучаться на примерах человеческой деятельности, однако потом будут задействованы виртуальные кейсы. На мой взгляд, этот процесс не будет происходить линейно. По понятным причинам все начинается с копирования человека. Но ИИ как раз станет интеллектом в полном смысле, когда сможет сам генерировать новые данные. Что он выберет себе в качестве модели для обучения — открытый вопрос. И люди, которые будут взаимодействовать с этими системами, будут уже существенно отличаться от нас. Это будет новая цивилизация. Хорошая она будет или нет — этого нельзя сказать, но дети, которые рождаются и растут сейчас, думаю, и принимают решения по-другому. 

Какие новые профессии могут возникнуть с наступлением Индустрии 5.0 и внедрением коботов? Какие компетенции им будут необходимы?

Сейчас этим вопросом часто задаются. Самый простой и очевидный ответ — архитектор или оператор ИИ. Нужно уметь работать с искусственным интеллектом, задавать правильные вопросы, обучать модели. Я придерживаюсь тех взглядов, что, к сожалению, пропадет много различных профессий, от дизайнеров и музыкантов до классических занятий, таких как водитель или маляр, которые подразумевают выполнение стандартных операций.

Сейчас интересен момент, какие инженерные компетенции будут востребованы в будущем. Например, 90% работы программистов все равно будет необходима и ее кто-то или что-то будет выполнять, но, вероятно, понадобится знание языков более высокого уровня. На мой взгляд, понадобятся специалисты, которые могут мыслить концептуально, создавать по-настоящему новые, оригинальные модели. Соответственно, понадобятся серьезные аналитические и когнитивные навыки: математика высокого уровня, философия, социология и все, что находится на пересечении различных естественных наук. В будущем будут востребованы профессии исследовательского типа и люди, которые в состоянии работать с огромным количеством инструментов, делать выводы и обобщения.

Естественные науки, безусловно, будут востребованы, но их знание не должно будет ограничиваться чисто технической логикой. Будет важна незашоренность. Грубый пример: все мы знаем, что 2+2=4. Но важно не упустить из вида ситуации, когда два плюс два будет равняться пяти на определенном уровне. Нужно будет иметь широкий кругозор и открытость. Знания будут рождаться на пересечении большого количества дисциплин.

Про Индустрию 5.0 часто говорят, что это только маркетинг или просто хронологическое развитие Индустрии 4.0. Как еще критикуют концепцию и оправданно ли?

Человек склонен в своем сознании все делить на этапы, а потом стараться подвести сложные процессы под упрощенные схемы. Правильно ли обозначение этапов 4, 5, или 9, или 10? Ведь главное, существует ли поступательное развитие, некая непрерывная цивилизационная кривая. На сколько фаз и как его подразделять зависит от того, зачем и кто это делает. В конечном же счете это не так важно.

Существуют ли уже сейчас реальные устойчивые и ориентированные на человека высокотехнологичные производства, которые первыми перейдут к концепции Индустрии 5.0?​

Таких комплексов уже достаточно много. Функционируют автоматизированные склады, автоматические заводские модули, НПЗ, роботизированные автосборочные цеха и так далее. На некоторых предприятиях внедрены ЦУП — центры управления производством, то есть удаленный мониторинг. Они пока не очень сильно распространены, так как вопрос упирается в инвестиции, а они пока существенные, и бизнес считает, что использование сотрудников более экономически выгодно. И здесь мы возвращаемся к дискуссии об ответственности. Технология уже не является препятствием, однако пока общество не достигло законодательной зрелости в этом вопросе.