«ПротоСервисез» 23 декабря 2024

Наблюдаемость как часть цифровой трансформации: прогнозы развития тренда

Почему успешная цифровая трансформация невозможна без внедрения концепции observability (наблюдаемости) и как будет развиваться данный тренд в 2025 году

Надежда Фердман
Директор по продукту Proto Observability Platform

Руководит развитием первой российской платформы наблюдаемости, имея за плечами более 14 лет опыта в IT, из которых 10 лет посвятила работе в сфере Application Performance Monitoring и observability.

2024 год ознаменовался значительными успехами в цифровизации различных отраслей экономики. Высокие темпы развития информационных технологий способствовали не только повышению эффективности и конкурентоспособности компаний, но и росту ожиданий пользователей от онлайн каналов коммуникации. В таких условиях высокая производительность цифровых сервисов стала рассматриваться еще большим числом организаций как стратегический фактор развития, способствуя сокращению разрыва ответственности между ИТ и бизнесом. 

В свою очередь это привело к изменению требований к процессам мониторинга и анализа данных, ускорив миграцию с точечных решений на комплексные платформы наблюдаемости (observability), позволяющие не только отслеживать метрики производительности, но и контролировать пользовательский опыт и бизнес-показатели.

Наблюдаемость как часть цифровой трансформации

Успешная цифровая трансформация невозможна без глубокого понимания состояния здоровья систем и сервисов, и их влияния на клиентов. О чем свидетельствует рост числа компаний, интегрирующих концепцию observability (наблюдаемости) в свою стратегию цифровизации.

Observability представляет собой способность системы предоставлять информацию, необходимую для мониторинга ее состояния и поведения, выявления проблем и анализа причин их возникновения. Концепция базируется на корреляции собираемых данных с приложений, инфраструктуры и пользователей и представлении полученной информации в виде понятных руководств к действию. Внедрение наблюдаемости дает полную видимость работы цифровых систем и пользовательского опыта, помогая ИТ-командам и бизнесу принимать осознанные решения в режиме реального времени. 

Компании, которые уже внедрили практики observability, получают не только прозрачность своих ИТ-процессов, но и формируют устойчивую связь между ИТ и бизнесом. Это позволяет им не просто решать текущие задачи, но и формировать долгосрочные стратегии, направленные на рост и развитие.

Прогнозы развития тренда observability на 2025 год

Observability платформы продолжат заменять точечные решения по мониторингу

2025 год не станет исключением и продемонстрирует рост ожиданий клиентов от работы цифровых систем, увеличение обрабатываемых данных и усложнение ИТ-инфраструктур. В связи с этим у все большего числа компаний встанет на повестку вопрос отслеживания здоровья всей системы в неразрывном контексте с пользовательским опытом. И для решения этой задачи придется перейти от разрозненных инструментов мониторинга, которые сообщают лишь о том, что что-то пошло не так, к внедрению единой платформы наблюдаемости, которая покажет, что именно происходит, в каком компоненте инфраструктуры или какой строчке кода источник проблемы, как это влияет на клиентов и бизнес KPI.

Произойдет переориентация с бесконечных закупок SKU на TCO

Общая стоимость владения (TCO) станет решающим фактором при принятии решения о внедрении той или иной платформы наблюдаемости. Поскольку объемы данных растут экспоненциально, организации будут отдавать предпочтение поставщикам, предлагающим предсказуемые модели ценообразования, не зависящие от использования CPU, объему RAM и потреблению других ресурсов, от количества пользователей, сессий или просмотров страниц сайта.

Мониторинг цифрового опыта (DEM) станет ключевым элементом цифровизации

В 2025 году компаниям предстоит обрабатывать еще больше пользовательских данных и качественный анализ этой информации в режиме реального времени станет необходимым условием для обеспечения бесперебойной работы цифровых технологий. Внедрение мониторинга цифрового опыта как неотъемлемой части концепции наблюдаемости позволит решить эту задачу, а также поможет перейти от реактивного устранения проблем к проактивному управлению клиентским опытом.

Решения по наблюдаемости продолжат развитие функционала для отладки приложений с использованием искусственного интеллекта 

В 2025 году компании продолжат развивать свои цифровые сервисы, что неминуемо приведет к росту кодовой базы. Повсеместный переход на распределенную архитектуру и внедрение AI алгоритмов также добавят сложностей в процесс поиска ошибок в разросшемся коде. Отладка приложений будет занимать еще больше времени и ресурсов разработчиков.

Развитие функционала платформ наблюдаемости для выявления аномалий в распределенных системах с использованием искусственного интеллекта станет естественным ответом на складывающуюся ситуацию, позволив существенно сократить время разработчиков на поиск и устранение корневой причины проблемы (root cause). 

Заключение

Естественная потребность в прозрачности сложных информационных систем и полной видимости их влиянии на цифровой опыт пользователей станет решающим фактором в интеграции концепции observability в стратегию цифровизации у все большего количества организаций. Такая тенденция продолжит свое развитие и в 2025 году, и в последующие годы. Уже в ближайшее время платформы наблюдаемости окончательно закрепят за собой статус неотъемлемого связующего звена между технологическими и бизнес-процессами, помогая компаниям не только справляться с вызовами цифровой эпохи, но и использовать их как конкурентное преимущество.