ASTERUS 24 октября 2025

Наследие как драйвер редевелопмента: почему памятники выгодны девелоперу

О переформатировании памятников промышленной архитектуры рассуждает коммерческий директор Asterus Юлия Обухова

Юлия Обухова
Коммерческий директор Asterus

Более 15 лет работает в девелоперском бизнесе в сфере недвижимости, занималась коммерческой функцией

Сегодня все больше девелоперов приходят к пониманию, что объекты культурного наследия (ОКН) — это мощный конкурентный актив. Вместо того, чтобы воспринимать их как сложные кейсы с множеством ограничений, грамотные игроки рынка видят в исторических зданиях, особенно памятниках промышленной архитектуры, уникальный фундамент для осмысленного редевелопмента. Это уже не просто реконструкция, а создание новых точек притяжения с глубокой идентичностью.

Смена парадигмы

В период перестройки  промышленные территории часто просто расчищались под новое строительство. Сейчас их аутентичность становится главной ценностью. Задача девелопера — не просто сохранить фасад, а вдохнуть в памятник архитектуры новую жизнь, сделав его сердцем современной многофункциональной среды. В качестве примера можно привести бывший завод «Кристалл» в Лефортово. Здесь целый пласт промышленной культуры. Его ядро — ансамбль Казенного винного склада конца XIX века, который включен в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Работа с таким активом начинается не с проектной документации, а с формирования нарратива. Промышленная территория должна сменить «имидж» и обрести новый образ. Здесь на помощь приходит брендинг. Например, в случае с заводом «Кристалл» были обыграны исторические коды — дата основания и легенды места. Так был придуман бренд «Кристалл 19.01», в котором зашифрованы год основания завода и время окончания рабочего дня, когда наступает пора отдыха.

Стратегия форматирования

При выборе стратегии открывается широкий спектр возможностей. Наиболее распространенные пути — это создание на базе исторических цехов и складов креативных кластеров, офисных пространств, жилья или многофункциональных публичных центров, объединяющих гастрономию, ритейл, искусство и досуг. Выбор конкретного сценария зависит от локации, состояния объекта и рыночного спроса, но ключевой принцип остается неизменным — новое назначение должно находиться в диалоге с промышленной ДНК места, не вытесняя, а подчеркивая ее.

Примером служит бизнес-квартал, возникший на месте одноименной текстильной фабрики XIX века. Исторические кирпичные здания, в том числе объекты культурного наследия, стали ядром премиального офисного кластера. Это доказывает, что промышленная ДНК может быть не барьером, а ключевым элементом премиализации проекта.

Содержательное наполнение

Успех проекта редевелопмента, как экономический, так и имиджевый, а также его привлекательность обеспечивается не только наполнением объекта шаблонными торговыми галереями. Крайне важно сделать ставку на самобытность резидентов. А в некоторых случаях даже можно допустить легкий эпатаж. Так создается «питательная» среда для формирования новой экономики и прогрессивной публики.

Территория и корпуса бывшего Хрустального завода имени Калинина, ныне «Дизайн завода», превратились в креативный кластер. Сохранив промышленную эстетику краснокирпичных строений с большими окнами и открытыми пространствами, девелоперы наполнили их новым смыслом: мастерскими дизайнеров, шоу-румами, выставочными залами и образовательными центрами.

Таким образом, интеграция наследия в девелоперский проект — это стратегия, основанная на трех основных принципах: ценность (признание исторического объекта как основы бренда), смысл (создание новой легенды и функций) и экономика (формирование премиального арендного потока). Это доказывает, что сохранение исторического наследия и коммерческий успех не просто совместимы — они взаимно усиливают друг друга, создавая проекты, которые меняют городскую среду.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше