Половина офисов в продаже рассчитана на крупных покупателей
Вместе с тем рынок остается хорошо диверсифицированным: в экспозиции есть варианты от 7 до 100 тыс. м²
Ольга Паршикова окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (2006 г.) и Государственный университет — Высшую школу экономики (2008 г.)
По состоянию на конец третьего квартала совокупное предложение офисных площадей в строящихся и запланированных проектах составляет примерно 979 тыс. м². Более половины этого объема — около 508 тыс. м² —выставлено едиными лотами, то есть рассчитано на крупных покупателей. Вместе с тем рынок остается хорошо диверсифицированным: в экспозиции есть варианты от 7 до 100 тыс. м², что говорит о разнонаправленных потребностях арендаторов и инвесторов.
По типологии лотов видно, что на мелкие офисы (до 200 м²) приходится порядка 291 тыс. м², а блоки от 1 000 м² занимают еще около 180 тыс.м². Это указывает на сбалансированность рынка: присутствуют и крупноформатные решения для корпоративных клиентов, и более компактные офисы, востребованные частными инвесторами и представителями малого и среднего бизнеса.
Мы не видим подтверждений существенного падения спроса в третьем квартале. Напротив, по нашим оценкам, спрос на лоты от 100 м² вырос примерно на 7%, что свидетельствует о стабильном интересе к офисной недвижимости на фоне умеренной деловой активности. Замеченные некоторыми участниками рынка «просадки» связаны, скорее всего, с временным сокращением числа крупных сделок, а не с общей слабостью спроса — такие разовые колебания не отражают фундаментальную динамику.
По ценовой картине: мелкие лоты площадью 50–300 м² чаще предлагаются вне ключевых деловых кластеров, тогда как в центральных бизнес-центрах преобладают продажи этажами или крупными блоками от 500 м². В результате при сравнении рынка в целом ценовые различия сглаживаются. Внутри одного здания небольшие лоты обычно стоят дороже на 7–9% за счет большей ликвидности и привлекательности для инвесторов.
На сегодняшний день тенденция на рынке коммерческой недвижимости в целом остается стабильной. Офисная недвижимость сохраняет статус надежного актива и востребованного инструмента инвестирования. Потенциал дальнейшего роста связан прежде всего с адаптацией девелоперов к меняющейся структуре спроса, повышением качества проектов и развитием новых форматов использования офисных пространств.