Notamedia 19 ноября 2024

Какие цифровые инструменты помогают развивать внутренний туризм в России

Максим Малышев, генеральный директор digital-агентства Notamedia, рассматривает современные инструменты, способствующие развитию внутреннего туризма в России

Максим Малышев
Генеральный директор digital-агентства Notamedia

Более 20 лет опыта работы в сфере информационных технологий. Имеет экспертизу в управлении компанией и большими командами, разработке веб- и мобильных продуктов, цифровых экосистем.

Если в 2021 году цифровой туризм еще находился на начальном этапе, то уже в 2023 году эксперты на Петербургском международном экономическом форуме отметили, что за последнюю пару лет сфера внутреннего туризма стала высокотехнологичной отраслью экономики. Сегодня цифровые продукты знакомят россиян с новыми направлениями, помогают найти билеты, жилье, и это лишь часть их возможностей. Какие решения помогают развивать внутренний туризм и как они это делают, рассказал Максим Малышев, генеральный директор digital-агентства Notamedia.

Цифровые платформы для бронирования

Самая известная для многих путешественников категория цифровых туристических продуктов — платформы для бронирования билетов и жилья. Они значительно упрощают процесс планирования поездок: собирают все необходимые услуги в одном месте — от отелей и авиабилетов до автомобилей и экскурсий.

Пользователи получают доступ к широкому выбору предложений от различных провайдеров, что позволяет легко сравнивать цены и условия. Это особенно важно в условиях укрепления тренда на самостоятельные путешествия. Сегодня опыт личной организации путешествия есть почти у каждого второго россиянина, опрошенного НАФИ. Пять лет назад он был только у 37%. 

Один из сервисов бронирования — RUSSPASS: он позволяет подбирать жилье и авиа- или ж/д билеты, планировать маршруты, приобретать билеты на различные мероприятия и экскурсии в 85 регионах страны. Разработкой части сервисов экосистемы RUSSPASS занималось digital-агентство Notamedia.

Благодаря интеграции с различными сервисами, пользователи могут создавать индивидуальные туристические пакеты и оплачивать их на сайте.

Другой пример — «Островок». Один из популярных сервисов специализируется на объектах размещения в России и за границей. Платформа предлагает широкий выбор предложений и блог с идеями для времяпрепровождения по разным российским направлениям. Пользователи «Островка» отмечают большой выбор жилья, хороший уровень сервиса и оперативную помощь службы поддержки.

Интерактивные карты и путеводители

Современный турист стремится не просто посетить место, а узнать о нем все возможное и получить максимум впечатлений. Здесь на помощь приходят интерактивные карты и путеводители, с которыми можно не только находить достопримечательности, но и строить маршруты, а также получать персонализированные рекомендации и актуальную информацию о различных объектах. Они часто включают в себя функции фильтрации по типам достопримечательностей, времени работы и даже отзывам других пользователей.

Портал Путешествуем.рф, который реализуется для поддержки национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и разработан digital-агентством Notamedia — визитная карточка туризма в России. Сервис предоставляет маршруты для различных форматов путешествий: здесь и маршруты выходного дня (ситибрейки), автомаршруты, путешествия с детьми, и даже научно-популярный туризм. 

Социальные сети и мобильные приложения для обмена опытом

Для обмена туристическим опытом путешественникам недостаточно быть лишь читателями. Желание получить информацию из «первых уст» и самому поделиться впечатлениями приводят пользователей в социальные сети и мобильные приложения для культурного обмена.

Например, платформа «ВКонтакте», которая стала самой популярной социальной сетью в России. По данным исследования Mediascope Cross Web в декабре 2023 года соцсеть охватывает более 70% населения России и объединяет почти 90 млн пользователей. «ВКонтакте» позволяет создавать группы и сообщества, где путешественники делятся своими впечатлениями, фотографиями и рекомендациями.

На втором месте по количеству российской аудитории сейчас находится Telegram, который тоже обладает всеми возможностями для создания сообществ единомышленников. Здесь сегодня появляются каналы многих крупных туристических сервисов — например, платформы «Путешествуем.рф». Подписчики узнают больше о разных локациях и направлениях России, о национальной культуре, делятся своим опытом — от их лица публикуются посты-истории, проходят тесты на знание городов. Сейчас у канала 22 тыс. подписчиков.

Активно развивается и комьюнити у Aviasales: в Telegram-канале бренда подписчикам рассказывают об интересных направлениях, предлагают путеводители и делятся необычными фактами — например, в поселке Палатка (рядом с Магаданом) самое большое количество фонтанов на душу населения. 

В поиске по социальным сетям хэштеги позволяют пользователям легко находить контент, связанный с их будущими путешествиями. Это могут быть хэштеги с наименованием городов, определенных мест или маршрутов. А также общие, вроде #ПутешествуемПоРоссии, #ЛучшиеМестаРоссии, #РоссияТуризм, #ОтпускВРоссии и т.д.

Мобильные приложения для путешественников

Мобильные приложения уже давно стали неотъемлемой частью туристического процесса. Согласно исследованию Global Digital Traveller Research, в 2018 году российские туристы использовали около 10 различных приложений для своих путешествий. Эти инструменты помогают в планировании поездок, бронировании билетов и отелей, а также в создании маршрутов и поиске интересных мест.

А приложение «Туту.ру» — сервис, который собирает в себе информацию об отелях и всех видах транспорта: самолетах, поездах и автобусах. Это упрощает поиск и бронирование, делая планирование путешествия более удобным. По результатам исследования агентства TelecomDaily, сервис «Туту.ру» входит в тройку самых популярных приложений у российских туристов.

Другой сервис для бронирования, Aviasales, помимо покупки билетов на самолеты и подбора отелей предлагает узнать больше о разных городах и спланировать поездку. В разделе «Короче» можно увидеть короткую информацию о городе, узнать, куда сходить и чем заняться — например, в Астрахани можно полюбоваться цветением лотосов.

Еще одно популярное приложение для путешественников — TripAdvisor, помогает найти интересные места рядом или выбранном городе, сохранять идеи для следующих поездок через отдельный инструмент, подбирать варианты, где остановиться и поесть, что посмотреть. На платформе собрано огромное количество отзывов и советов от путешественников, их рассказов. Есть отдельный раздел «Travellers' Choice»: здесь собраны лучшие направления, развлечения, пляжи, рестораны и отели по мнению туристов.

Виртуальные туры и гиды

Технологии дополненной и виртуальной реальности стирают границы реальности и открывают новые возможности для исследования мира. Технологии позволяют посещать музеи не выходя из дома или путешествовать в места, которые находятся за тысячи километров от нас. Как, например, в одном из павильонов ВДНХ можно было опуститься на глубины Байкала при помощи VR-очков.

Интерактивность, которую обеспечивают VR и AR, превращает посещение музеев в яркое и запоминающееся приключение. Современные музеи все чаще используют эти технологии, чтобы сделать свои экспозиции более интересными и доступными для всех.

Пример внедрения AR-технологий в музеи — экскурсия в приложении «Узнай Москву» по павильону «Геология» на ВДНХ. Система определяет местоположение пользователя благодаря камере устройства и может подсказать, куда пройти для начала экскурсии. После этого в приложении появляется виртуальный гид, который рассказывает о павильоне и его экспонатах.

Например, приложение-путеводитель «ВДНХ», которое разработало digital-агентство Notamedia, помогает ориентироваться на территории ВДНХ и находить интересные места и мероприятия. Приложение представляет собой единую интерактивную библиотеку, где собрана вся информация о парке. Оно предлагает навигацию с использованием дополненной реальности и содержит маршруты с учетом интересов посетителей.

Агрегаторы туристических услуг

Это онлайн-платформы, которые собирают информацию о различных предложениях в сфере туризма и представляют ее в удобном формате. Благодаря таким сервисам пользователь может сравнивать предложения от множества туроператоров, и путешествия становятся максимально доступными и экономичными.

Среди подобных агрегаторов можно выделить Travelata и Level.travel. Travelata — это ресурс для поиска пакетных туров, который собирает предложения от 120 операторов. Фильтры здесь адаптируются в зависимости от выбранного курорта: если вы выбрали горный курорт, можно указать близость к подъемникам, а для семейных поездок есть возможность выбрать параметры, такие как аниматор или няня.

Level.travel также один из лидеров в сфере туризма. В календаре отображаются даты с самыми выгодными ценами, что может сэкономить путешественнику до 70% стоимости поездки. Кроме того, тепловая карта позволяет оценить инфраструктуру вокруг отеля.

Аналитика и большие данные

Ценность туристических сервисов повышается благодаря персонализации предложений, и здесь большую роль играет анализ больших данных. Он помогает создавать подробные профили туристов, словно заглядывая в их мысли и желания. Сбор и анализ информации из разных источников — от данных о бронировании до отзывов, социальных сетей и даже поисковых запросов — помогают выявить скрытые тенденции и настроения, а также прогнозировать поведение путешественников.

Например, данные «Сбераналитики» показывают, что Москва и Краснодарский край остаются фаворитами среди туристов, на них приходится около трети всех туристических расходов. При этом пожилые люди чаще выбирают традиционные виды отдыха, в то время как молодежь привлекают нетипичные регионы и новые впечатления.

Благодаря такому анализу туроператоры могут предлагать не просто стандартные пакеты, а уникальные предложения, идеально соответствующие интересам и потребностям конкретного клиента. Это позволяет создать максимально комфортный и запоминающийся опыт для каждого путешественника, повышая лояльность и удовлетворенность.

Например, при наличии информации о предыдущих поездках туроператор может создать уникальный маршрут по интересам клиента, предложить к пакету, предположим, гастрономические туры или экскурсии для любителей кулинарии, или исторические — поклонникам культуры.

Интернет вещей (IoT) и умные технологии

Внедрение IoT и умных технологий в гостиницы, транспорт и городскую инфраструктуру также открывает новые возможности для повышения комфорта и безопасности туристов. Эта технология расширяет возможности управления и мониторинга различных систем за счет устройств, которые оборудованы датчиками и сенсорами и способны взаимодействовать как между собой, так и с интернетом.

Благодаря использованию IoT и «умных» технологий гости смарт-отелей могут управлять освещением, кондиционированием, шторами и даже заказывать доставку из ресторана в свои номера через мобильное приложение или при помощи голосовых помощников.

Преимущества не ограничиваются автоматизацией процессов для посетителей: использование IoT оптимизирует и процессы отелей, помогает сокращать расходы. Умные датчики, например, для отслеживания занятости номеров, позволяют автоматически регулировать кондиционирование воздуха и освещение, что помогает экономить энергию и ресурсы.

В России такая инициатива реализована пока в единичных случаях — в смарт-отеле в Москве и в «умном» апарт-отеле в Санкт-Петербурге.

IoT также находит применение в управлении туристическими потоками. Например, «умные» системы мониторинга загруженности достопримечательностей и транспортных маршрутов помогают регулировать количество посетителей в реальном времени, анализировать данные о количестве туристов в разных частях города и предлагать альтернативные маршруты или время посещения на основе текущей загруженности.

«Умные» автобусы содержат различные датчики, видеонаблюдение и систему ГЛОНАСС, что помогает отслеживать транспорт в реальном режиме, а «умные» остановки с табло предоставляют информацию о времени прибытия транспорта и маршрутах. Интеллектуальное освещение автоматически регулируется в зависимости от времени суток и наличия людей на улице, чем оптимизируют потребление энергии и обеспечивают безопасность туристам в темное время суток.

Онлайн-образование и культурные проекты

Значительное влияние на формирование интереса к регионам и привлечение туристов могут оказать онлайн-курсы, культурные инициативы и вебинары. Эти инструменты не только дают возможность глубже ознакомиться с местной культурой, историей и традициями, но и создают уникальный контент, который привлечет внимание потенциальных путешественников.

Онлайн-курсы позволяют людям из разных уголков страны и мира узнать о специфике региона, его достопримечательностях и особенностях, которые могут стать основой для будущих поездок.

А культурные проекты, такие как выставки, фестивали и мастер-классы, помогают продемонстрировать уникальность местной культуры и традиций, создавая тем самым дополнительный интерес для туристов.

Портал «Узнай Москву» предлагает погрузиться в историю столицы не выходя из дома. Онлайн-туры по знаковым местам, виртуальные экскурсии по музеям, а также лекции от историков и искусствоведов.

А мобильное приложение «Пушкинская карта», которую разработало digital-агентство Notamedia, дает возможность подросткам и молодым людям бесплатно получать культурный опыт во время путешествий. На виртуальную карту ежегодно начисляются деньги, которые можно тратить на билеты в музеи, театры, кино, выставки, концерты.

Внутренний туризм в России в последние годы развивается очень активно, но у него все еще есть огромный потенциал для роста. Цифровые сервисы могут внести свой вклад, знакомят путешественников с новыми локациями и достопримечательностями страны и делая их более доступными, повышая удобство организации поездок. Регионам важно выходить в онлайн, чтобы привлекать туристов, а туристическому бизнесу — вкладываться в цифровые инструменты для путешественников.