Почему сегмент детского образования растет и каковы прогнозы на 2024 год
Станет ли детское онлайн-образование лидером в российском EdTech: разбираемся с основателем онлайн-школы ИТ EasyCode Булатом Хамидуллиным
Российский предприниматель более 13 лет, руководитель трех проектов, автор обучающих курсов для предпринимателей
Предпосылки бума онлайн-образования
Считается, что онлайн-образование в России зародилось 30 мая 1997 года, когда вышел приказ Минобразования РФ № 1050. Этот документ впервые позволил внедрять дистанционные технологии в сферу обучения.
По-настоящему активно рынок российского онлайн-образования стал развиваться в 2013 году. На тот момент, по оценке J’son & Partners Consulting, в стране уже присутствовали 50 крупных учебных проектов.
В последующие годы рынок онлайн-образования рос. Если в 2014 г. его объем составлял 400 млн рублей, то в 2016 г. он достиг 20,7 млрд рублей, а в 2021 г. — 53,3 млрд рублей.
Настоящий бум онлайн-образования случился в 2020 г., когда во время коронавирусных ограничений удаленное обучение стало обыденностью. Тенденция роста сохранилась и после пандемии. Так, по данным Smart Ranking, в 2022 г. объем этого рынка составил 87,8 млрд рублей, а в 2023 г. — 119 млрд руб.
«По нашей оценке, сегмент детского онлайн-образования каждый год растет на 20–25%. Частично это связано с тем, что многие школы получают аккредитацию Минцифры. Родители больше доверяют таким организациям и все чаще отказываются от частных репетиторов.
Значительный рост мы прогнозируем в направлении программирования. Эта сфера усиливается государственной повесткой: стране нужны молодые кадры в IT. Поэтому на данном этапе мы рассчитываем на рост как нашей компании, так и рынка в общем», — рассказал Булат Хамидуллин, основатель онлайн-школы ИТ EasyCode.
Всплеск популярности онлайн-образования можно объяснить тем, что дистанционные технологии перестали быть чем-то диковинным. В пандемию люди поняли, что удаленка — это удобно. Можно сэкономить время на дорогу, и качество знаний не пострадает.
«Многие знают ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Ее придумали еще в Советском союзе, когда проектировали ракеты. Одна из главных целей метода — сделать из ограничения преимущество.
Во время COVID-19 человечество как раз столкнулось с ограничениями. Нельзя было свободно перемещаться по улице, но мы перевернули этот момент в положительное русло. Удаленная работа и дистанционное образование стали популярными. Теперь отказываться от такого преимущества нет смысла, потому что оно позволяет экономить время, деньги и другие ресурсы», — прокомментировал Булат Хамидуллин, основатель школы программирования EasyCode.
Как конкурируют рынки онлайн-образования взрослых и детей
По данным Smart Ranking, во II квартале 2023 года детский сегмент онлайн-образования впервые обошел по выручке прежнего лидера — дополнительное профессиональное образование (ДПО). На обучении детей компании заработали 8,3 млрд рублей, в то время как на ДПО для взрослых — 8,1 млрд рублей.
В целом, темпы развития детского сегмента остаются высокими — по итогам 2023 года прирост выручки год к году составил 39%. Для сравнения, темпы роста того же ДПО ниже — 27%. Поэтому ожидается, что в 2024 году детское образование может занять первую строчку в EdTech.
Быстрое развитие этого сегмента можно объяснить тем, что россияне всегда были готовы вкладываться в образование детей. Так, по оценкам НИУ ВШЭ, в среднем 31% всего семейного бюджета приходится на обучение детей. Причем основная часть трат связана с дополнительным образованием школьников.
Почему взрослые готовы вкладываться в онлайн-обучение детей
Российские семьи привыкли инвестировать в обучение детей, но это не единственная причина популярности дополнительного онлайн-образования. Вот еще несколько предпосылок, которые привели детский сегмент к лидерству в EdTech.
Нестабильность. Во время кризиса многие взрослые не вкладываются в собственное обучение, потому что считают его необоснованной тратой. В то же время они понимают, что образование детей не потеряет ценность в будущем, поэтому предпочитают инвестировать в него.
Недовольство стандартным учебным процессом. 45% родителей не удовлетворены уровнем основного образования. Они сомневаются, что школа может дать ребенку все необходимые знания. При этом, чем старше школьник, тем больше недовольства существующей системой выражают родители.
Треть родителей считают, что школьное образование не дает индивидуального подхода. Действительно, когда у учителя в классе сидит 30 человек, а на урок отводится всего 45 минут, педагог физически не может уделить внимание каждому.
Чтобы компенсировать «пробелы», родители записывают детей на дополнительные курсы. Там, как правило, занятия проходят в малых группах до 10 человек, и преподаватель может пообщаться с каждым учеником.
Рост спроса на курсы вне школьной программы — по финансовой грамотности, предпринимательству и IT. Эти предметы не включены в основной учебный план, но родители понимают, что в современном мире без таких знаний не обойтись, — поэтому записывают ребенка на курсы.
Большое внимание на курсах уделяют и развитию мягких навыков. Дети не просто слушают преподавателя, а учатся взаимодействовать в команде, презентовать свои решения и договариваться. А у школьных педагогов не всегда есть время заниматься развитием таких навыков у детей — иначе можно отстать от интенсивной образовательной программы.
Больший интерес к учебе. Каждый шестой российский ребенок не любит ходить в школу. Это может быть связано с тем, что традиционный образовательный процесс сводится только к трансляции знаний от учителя к ученику. Ребенок редко может проявить себя на уроке, поэтому начинает скучать.
Современным детям нравится быть «пользователями» — принимать активное участие в происходящем. Им интересно заниматься на онлайн-курсах, где применяют механики геймификации, например обучают программированию на основе популярной игры Minecraft. Такие методы делают процесс более интересным и помогают лучше запоминать информацию.
Как выбрать качественную онлайн-школу для ребенка
Онлайн-школ много и остановиться на одной из них непросто. Мы составили небольшую памятку о том, что нужно проверить у организации, прежде чем записать ребенка на занятия.
1. Есть ли лицензия. Это государственный документ, который подтверждает право организации кого-то учить. Она нужна и при очном, и при дистанционном обучении.
Если у школы есть лицензия, значит, она действует в рамках закона. Обычно образовательные организации выкладывают этот документ на сайте, а проверить его на подлинность можно в реестре Роспотребнадзора.
2. Кто учит. Посмотрите, какой опыт работы у преподавателей и чего они добились за время образовательной деятельности. Хорошие школы не стесняются рассказывать о своих педагогах и их успехах, поэтому всю нужную информацию вы найдете на сайте школы.
3. Показывают ли ученики результаты. Например, если школа готовит к ЕГЭ и ОГЭ, можно посмотреть, насколько баллы их выпускников отличаются от средних по городу. А если компания учит программированию — оценить проекты, которые школьники подготовили на занятиях.
4. Понятен ли интерфейс образовательной платформы. Личный кабинет должен быть удобным, иначе ребенку будет трудно получить удовольствие от учебного процесса.
5. Есть ли тестовый урок. Компании, которые готовы предоставить первое занятие бесплатно, уверены в качестве своего обучения. Для родителя с ребенком это возможность оценить подход, преподавателей и удобство пользования платформой.
Требования к современному образованию растут, и не всегда школа может им отвечать. В то же время частные проекты становятся все более гибкими. Преподаватели могут подстроить график под ученика, адаптировать программу и уделять каждому ребенку больше внимания. Из-за совокупности этих факторов дополнительное образование стало пользоваться популярностью — и тренд останется с нами еще надолго.