«Идею всегда задает человек»: что дает ИИ образованию и медиа
ИИ обсудили на конференции «Образование и медиа в эпоху цифровых перемен», проведенной Дирекцией по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ и «Яндекс Образованием»
ИИ-технологии меняют принципы работы образования и медиаиндустрии. Большинство студентов уже в той или иной мере используют ИИ, а нейросети уже массово производят все виды контента. Возможности и вызовы эксперты обсудили на конференции «Образование и медиа в эпоху цифровых перемен», организованной Дирекцией по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ и «Яндекс Образованием».
Подавляющее большинство студентов уже знакомы с технологиями искусственного интеллекта. Если год назад только половина студентов пользовалась ИИ, то сейчас уже около 80%, рассказал директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев. Он представил результаты недавнего совместного исследования «Яндекс Образования» и ВШЭ. В ходе него был проведен опрос учащихся 9 ведущих российских вузов и было получено более 4 тысяч анкет.
О том, что разбираются и понимают, как работает ИИ, заявил 31% студентов. Еще 42% признались, что просто хорошо его понимают. 20% отметили, что знакомы с технологиями ИИ. Еще 3% не понимают, как использовать ИИ, однако хотели бы научиться. При этом 4% принципиально не хотят знакомиться с новыми технологиями.
Согласно данным опроса, подавляющее большинство студентов не знают, как в вузе смотрят на использование ИИ в учебной деятельности, отметил Иван Груздев. В одних учебных заведениях разрешают применять новые технологии, в других никак не регламентируют этот вопрос, а в третьих запрещают. Самый популярный ответ, который выбрали 28% респондентов, — что использование ИИ разрешается в определенных случаях, говорит Иван Груздев.
Почти половина студентов заявили о том, что им все равно, будет ли проверять их работу искусственный интеллект или настоящий преподаватель. «Позитивная новость для преподавателей состоит в том, что, по мнению студентов, преподаватели нужны. Им задавался вопрос, заменят ли генеративные искусственные модели старые добрые лекции с живыми преподавателями, и мы увидели, что большинство, почти 70%, считают, что, скорее всего, не заменят», — отметил Иван Груздев.
Руководитель направления по работе с вузами «Яндекс Образования» Кирилл Баранников поделился результатами другого совместного исследования «Яндекс Образования» и ВШЭ, в рамках которого были изучены практики внедрения ИИ-технологий в российских и зарубежных вузах. Эксперты выяснили, что ИИ становится частью повседневной реальности. Один из примеров, который привел спикер, — это использование новых технологий в Университете Лидса в Великобритании. По словам спикера, в университете «построили своеобразный светофор», когда есть задачи, в решении которых нельзя использовать ИИ, задачи, где это допускается, и задачи, где рекомендуется.
Заместитель проректора НИУ ВШЭ Елена Кожина рассказала о создании в вузе чат-бота, который помогает студентам и сотрудникам университета решать организационные задачи. Чтобы разобраться, какие проблемы есть у учащихся, с ними было проведено около 40 глубинных интервью. Это позволило понять, какие проблемы волнуют студентов. «Например, все жалуются, что они получили студенческий билет, а не понимают, как заселиться в общежитие, что делать дальше, как получить пропуск, куда идти. Вопросов таких много, и мы поняли, что есть возможность помочь студентам с помощью искусственного интеллекта», — говорит она. Конечно, чат-бот не может успокоить студента, сказав, например, что его не отчислят за долги, но ответить на самые частые вопросы может. При этом, по словам Елены Кожиной, использовать открытые модели для ответа на волнующие учащихся вопросы не удалось, поскольку они отвечали неправильно.
Директор Школы образования ТюмГУ Ульяна Раведовская рассказала об интересном эксперименте по замещению живого преподавателя искусственным интеллектом. В нем приняли участие более 1200 студентов и было создано несколько десятков ИИ-персон. Успешными оказались только те эксперименты, в которых преподаватели были заинтересованы. Так, неудачным оказался кейс по замещению преподавателя по предмету «Великие книги и литература». Поскольку учащиеся оказались в курсе негативного отношения преподавателя к эксперименту, то они, кроме семинаров с ИИ-персоной, ходили на занятия к своему преподавателю. В итоге провести эксперимент не удалось. Однако был также и ряд успешных экспериментов.
При этом в целом спикеры уверены, что ИИ нужно использовать в образовании, но необходимо учить этому студентов. «Университет — это пространство, где на студентов нужно влиять, в том числе формировать у них какие-то этические установки, что когда ты что-то пишешь, то ценно, что ты сам делаешь. Также нужно давать задания, в которых, несмотря на наличие искусственного интеллекта, есть пространство для ума, уже не искусственного, а настоящего. Например, можно заменять написание эссе, условно говоря, дискуссией о том, на какие вопросы это эссе должно отвечать», — поделился своим мнением Иван Груздев.
А Кирилл Баранников считает, что в будущем, возможно, изменится сама модель образования. То есть наравне с написанием работы очень важным станет «разговор со студентом», который будет рассказывать, как и почему он что-то сделал в работе, отметил эксперт. Тогда риск того, что работа просто сгенерирована, «будет снят», полагает он.
Во второй части конференции обсуждалось использование ИИ в медиаиндустрии. Руководитель группы по работе с ИИ в рекламных продуктах «Яндекса» Олег Копылов рассказал о собственном опыте использования новых технологий. «Когда-то в студенчестве я увлекался созданием сайтов, и я все это сам делал, писал код руками. А потом необходимость писать код руками в таких случаях отпала, потому что появились соответствующие сервисы. И сейчас я вижу то же самое, связанное с текстом: по сути, твоя задача — запроектировать, правильно направить, а уже какую-то рутинную часть тебе поможет сделать нейросеть», — рассказал он.
Приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ Михаил Степнов рассказал, что всем своим студентам он советует пользоваться ИИ. Но это, по его словам, только инструмент, который «не заложит основу». Раньше была наскальная живопись, потом появился холст, а дальше планшет, но идею все равно всегда задает человек, отметил он. Поэтому вряд ли стоит говорить о том, что ИИ заменит авторов, уверен Михаил Степнов. В своем выступлении он также рассказал о ряде кейсов из практики, касающихся рисков использования чат-ботов. Пользователи могут задавать им провокационные вопросы, что может вызвать дополнительные проверки, поэтому при их создании необходимо использовать модель матрицы рисков.
Тезисы этой конференции, наверное, смешно будут звучать в 2060 году, отметил в свою очередь арт-директор News Media Holding Вадим Ватагин. «Я еще в юности учился проявлять фотопленку, а [сейчас] это уже не нужно», — отметил он. ИИ-технологии повсеместно используются в аудиовизуальной сфере. «Конечно, надо бояться актерам Голливуда, которым сейчас 20-30 лет, что уже через какое-то время будет кино без их участия», — сказал он. При этом эксперт отметил, что должны быть какие-то этические нормы использования новых технологий. В частности, он привел в пример спор, который идет сейчас по поводу фильма «Road Runner». В нем использовался клонированный голос реального человека. По этому поводу у многих зрителей возник этический вопрос, насколько это было оправданно.