Опрос ДРТ: 85% компаний взаимодействуют с ФНС через витрину данных
ДРТ ежегодно проводит исследование, чтобы определить текущий уровень зрелости системы внутреннего контроля российских компаний и выявить тенденции ее развития
Витрина данных стала наиболее предпочтительной формой взаимодействия с ФНС России в рамках налогового мониторинга и интеграции с автоматизированной информационной системой (АИС) «Налог-3». За такой сценарий работы с ведомством высказались 85% респондентов из компаний в области оптовой и розничной торговли, транспорта и инфраструктуры, горнодобычи и металлургии, строительства и недвижимости, высоких технологий и медиа, опрошенных аудиторско-консалтинговой компанией ДРТ в 2023 г. Еще 10% участников опроса создавали удаленное рабочее место, но 5% так и не выбрали способ взаимодействия с ФНС.
Налоговый мониторинг — форма контроля крупного бизнеса с доходом не менее 1 млрд рублей, которая заменяет традиционные налоговые проверки на онлайн-взаимодействие с ФНС. Витрина данных для налогового мониторинга представляет из себя цифровое решение для предоставления ФНС онлайн-доступа к учетным данным организации. Для инспектора создается отдельное удаленное рабочее место, и с помощью настроек проверяющий получает ограниченный доступ только к той информации, которую налогоплательщик решил показать. Участники налогового мониторинга в среднем раскрывают от 20% до 50% всех контрольных процедур, следует из статистики ДРТ.
ДРТ ежегодно проводит исследование для того, чтобы определить текущий уровень зрелости системы внутреннего контроля (СВК) российских компаний и выявить тенденции ее развития, в том числе среди участников режима налогового мониторинга.
Для 43% опрошенных участие в налоговом мониторинге сократило сроки проведения мероприятий налогового контроля, говорится в анализе ДРТ. Еще для 33% это обернулось экономией затрат на налоговое администрирование при переходе на безбумажную технологию, а также возможностями проводить всю работу дистанционно.
Наибольшее число респондентов (46%) считают, что их СВК находятся на третьем уровне зрелости ― «Контролируемый уровень», тогда как на «Начальном уровне» ― только 11%. В наибольшей степени СВК формализована в бизнес-процессах налогового учета и подготовки налоговой отчетности (79%) и бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности (75%). В 25% компаниях СВК внедрена, но не формализована, а еще в 11% организациях ― не внедрена и не формализована.
Результаты исследования показали, что 50% респондентов выделяют в своей организационной структуре отдел внутреннего контроля, на который возлагают ответственность за СВК, 25% отдают выполнение этих обязанностей бухгалтерии, 14% ― отделу внутреннего аудита, еще 7% ― отделу управления рисками. Впрочем, для поддержания подразделения, отвечающего за СВК, 64% компаний выделяют менее пяти специалистов. Ежегодную оценку СВК проводит 64% респондентов, тогда как у 8% компаний его график не установлен.
Для автоматизации бизнес-процессов большинство компаний (71%) используют ERP-систему (планирование ресурсов предприятия) от российской 1С, говорится в исследовании ДРТ. Тогда как немецкой SAP по-прежнему пользуются 25% предприятий. Более 28% респондентов используют более одной информационной системы для автоматизации своих бизнес-процессов. Одновременно две наиболее популярные для автоматизации бизнес-процессов ERP-системы ― 1С и SAP ― используют 11% респондентов.
В среднем 31% опрошенных пересматривают и актуализируют реестр контрольных процедур. В результате проведения соответствующих мероприятий респонденты в 2023 году выявляли несовершенный/непонятный дизайн контрольных процедур (53%), наличие неучтенных изменений в бизнес-процессах (47%), а также несоответствие исполнителя контрольной процедуры в ее дизайне действительному исполнителю (42%).
В большей степени препятствует развитию СВК недостаточность ресурсов (75%). Почти половина компаний говорит о низкой заинтересованности руководства в развитии СВК (46%), а также в восприятии исполнителей этих процедур, как сложных и бесполезных. В качестве дополнительной проблемы, препятствующей развитию СВК, выделялось смещение центра внимания руководства с СВК на поддержание бизнеса в условиях неопределенности. Впрочем, в ближайшие два года 64% компаний намерены повышать уровень автоматизации контрольных процедур, а также оптимизировать их количество. А 57% респондентов рассчитывают организовать новые процессы СВК на своих предприятиях.
Авторы исследования:
- Юлия Орлова, партнер компании ДРТ, Департамент налогов и права.
- Андрей Сотников, партнер компании ДРТ, Департамент управленческого консультирования.