Как понять, что спикер — профессионал
Чем плохи вольные тренеры, практикующие популистский подход, рассказывает генеральный директор бизнес-школы ITC Group Мария Череповская
Один из со-фаундеров Бизнес-школы ITC Group. Руководит компанией 20 лет с момента создания
Для ответа сначала нужно определить, кто такие «инфоцыгане». Официального определения нет, я бы сформилировала так: это люди, которые занимаются продажей информационных продуктов (консалтинг, знания, советы) и развитием бизнеса, включая обучение и коучинг, но делающие это слишком навязчиво, оптимистично и искажающие реальность взглядом из-под розовых очков. Само по себе опираться на теорию и придерживаться оптимистического видения не нанесет вреда, если применяется в мотивационной сфере. Самый яркий пример — Тони Роббинс. Он не учит бизнесу, он мотивирует. В этом критическое отличие «хороших» от «вредных». Отрицательное отношение к «цыганам» возникает тогда, когда они игнорируют реальность в своих сообщениях и убеждающей коммуникации. Если рассматривать таких тренеров как провайдеров мотивационных тренингов, ориентированных не на решение бизнес-задач, а поддержку или эмоциональный фон, то в них нет ничего плохого. Многие предоставляют качественный материал.
Однако классическое бизнес-образование основано не только на «верь в себя и все получится», профессиональный подход к обучению в первую очередь подразумевает углубленные знания и практический опыт. Преподаватели бизнес-школы ITC Group, к примеру, обязательно имеют высшее образование и не менее пяти лет опыта в области, связанной с преподаваемым курсом.
Отличить «проверенного» преподавателя от «инфоцыгана» можно, попросив подробную программу. Чем меньше вводной информации и общих терминов (таких, как «маркетинг», «зачем нужен маркетинг», «основные подходы в маркетинге» и т. д.), тем больше потенциальный спикер внушает надежды. Особенно я рекомендую обратить внимание на кликабельность формулировок: как делать продажи на миллион через месяц; курс, который избавит от долгов; логистические решения, которые принесут миллиард через год. Корпоративным клиентам, которые заказывают у нас много больших обучающих программ, я рекомендую попросить тренера на демо встрече объяснить любой из пунктов программы. Важно соотношение воды и конкретики/примеров из практики. Вторая идея — спросить почему программа именно такая, почему нужен тот или иной пункт. Умение обосновать алгоритм работы с информацией тоже показатель эксперта высокого уровня и что программа составлена им/ею вдумчиво, не копи-паст.
Конечно, преподаватель — это уже второй этап, его «качество» обосновано репутацией и статусом бизнес-школы. Я считаю важными показателями и критериями качества: наличие лицензии, срок жизни школы, качество сайта и степень оптимистичности обещаний по результатам обучение, на средний возраст преподавателей и т. п. Конечно, не обязательно молодой специалист менее профессионален, чем динозавр, много зависит от сферы. Но редко, когда новичок «я два года занимаюсь маркетингом», сможет дать директору по маркетингу крупного холдинга действительно ценную и новую информацию.
Если резюмировать, чем отличается «инфоцыган» от профессионального тренера:
1. Квалификация и опыт: Профессиональные тренеры и преподаватели в бизнес-школах имеют высокую квалификацию и/или специализированное образование и опыт. Их знания и умения основаны на фактах, исследованиях и практике, не на гипотезах и публикациях в сети.
«Инфоцыгане» склонны к поверхностным и быстрым решениям, игнорируя сложности и нюансы бизнеса. Они не предлагают систематического подхода к обучению, что может привести к недостаточному пониманию и применению материала.
2. Объективность и профессионализм: бизнес-школы стремятся предоставлять объективную и проверенную информацию, ориентированную на достижение конкретных целей и результатов.
«Инфоцыгане» часто предлагают поверхностные, не проверенные знания и стратегии, основанные на обещаниях быстрого успеха. Они могут использовать манипулятивные приемы для увеличения продаж.
3. Цель обучения: профессиональные тренеры ориентированы на повышение профессиональной компетентности. Основная цель — помочь студентам улучшить свои профессиональные перспективы.