Василий Белов рассказывает об импортозамещении в облаках
Исполнительный директор ITGLOBAL.COM об облачном бизнесе в России, новых услугах на облачном рынке и трудностях перехода в облака
В ITGLOBAL.COM с 2016 года, в обязанности входит развитие компании, обеспечение роста финансовых показателей, открытие новых облачных площадок в России и за рубежом.
Импортозамещение в сфере облачных услуг — конечный процесс, он не может длиться вечно. Каков ваш прогноз длительности данного процесса? После замещения освободившихся ниш рынка российскими компаниями для продолжения роста у них будет два варианта: расширение географии присутствия — развитие международных направлений или создание новых продуктов и услуг. По какому пути пойдет ITGLOBAL.COM?
Импортозамещение в сфере облачных услуг, особенно в части оборудования, идет медленнее, чем в инфраструктуре on-premise. Большие инвестиции, которые облачные провайдеры произвели в западные технологии, предполагают определенный период окупаемости и будут эксплуатироваться еще несколько лет. При этом сегодня при выборе платформ и решений для масштабирования облака провайдеры в первую очередь ориентируются на конкурентоспособность закупаемых решений, и пока, зачастую, например, китайское оборудование оказывается дешевле российского. Тем не менее многие провайдеры смотрят в будущее и создают сегменты облака на полностью российских решениях, ориентируясь на потребности заказчиков, которые все больше и больше склонны к использованию именно российских технологий.
Рост облачного бизнеса в России сегодня мало связан с освобождением ниш рынка в связи с уходом иностранных компаний, так как они занимали его небольшую долю, и были быстро замещены сильными игроками российского рынка. ITGLOBAL.COM активно растет на внутреннем рынке, одновременно развивая новые точки присутствия в мире, например, недавно мы запустили дата-центры в Дубае и Сан-Пауло. Также мы развиваем продукты и сервисы поверх классического IaaS в рамках развития платформы cloud.itglobal.com, такие как SDN, K8S, S3, платформы для корпоративных коммуникаций и другие.
Если представить, что все перешли в облака, какие новые бизнес-задачи, трудности и сложности возникнут перед облачными провайдерами? Какие будут возникать новые услуги на облачном рынке?
Сложно представить, что все перешли в облака, все-таки мы ограничены как регуляторикой, так и техническими условиями доставки услуг к удаленным потребителям. Тем не менее у облачных технологий еще очень большой потенциал роста в замещении традиционной инфраструктуры on-premise. Безусловно, чтобы этот процесс не замедлялся, требуется развитие решений в области информационной безопасности, возможно, появление новых подходов, дальнейшие усилия по распространению интернет-подключений по стране, модернизация существующих узлов и каналов связи, развитие производства отечественного ИТ-оборудования и программного обеспечения, в первую очередь систем виртуализации, а также развитие PaaS-сервисов, которые предоставляют готовые бизнес и ИТ-приложения на более высоком уровне.
Сейчас пик развития облачных технологий. Какие сферы бизнеса делают это охотнее? А компании каких сфер не доверяют и недооценивают возможности облаков? От чего зависит решение о переходе в облака: от специфики сферы, масштаба компании, ИТ-зрелости или др.?
Традиционно более цифровые сферы бизнеса активнее переходят в облака: финтех, логистика, ритейл и высокотехнологичная промышленность, интернет-проекты, фарм и добывающие компании. Крупные холдинги часто имеют внутреннюю ИТ-компанию, которая закрывает собственные потребности в ИТ-инфраструктуре, сегодня и они начинают переходить на сервисную модель потребления. Мы часто работаем с таким бизнесом и помогаем быстро запустить облако для компаний группы, выступая своего рода облачным вендором — предоставляем необходимую инфраструктуру, лицензии и экспертизу, которые помогают выстроить процессы оказания услуг с высоким SLA в течение нескольких недель и существенно сэкономить ИТ-бюджеты.
Какие есть ограничения по сферам. Какому бизнесу опасно переходить в облако, какому — сложнее всего? (Гостех, промышленность, сельхоз, др.)
Облако — это в большей мере про модель потребления, чем про какие-то технические решения, поэтому речи о некоей опасности идти не может. В облаке можно реализовать любые технологические подходы, в том числе и в аспекте информационной безопасности, вопрос исключительно в соблюдении соответствующей регуляторики и целесообразности.
Например, в защищенном облаке ФЗ-152 можно обрабатывать персональные данные, оно соответствующим образом защищено и аттестовано для размещения таких данных и не несет дополнительных рисков. Понятно, что некоторые данные размещать в облаках запрещено законом, и предприятия или госорганы должны самостоятельно решать вопросы обработки и хранения этой информации. Такие системы, вероятно, никогда не перейдут к облачным провайдерам и это оправдано.
Как вы оцениваете предложение облачного рынка и конкурентоспособность сейчас? Какие преимущества будут наиболее ценными в такой конкурентной среде в ближайшее время?
Облачный рынок России очень хорошо развит, существуют облачные провайдеры на любой вкус и кошелек. Технологическая зрелость достаточно высокая, наш подход позволяет конкурировать и на внешних зрелых ИТ-рынках.
В сравнении с гигантами мирового облачного бизнеса (например, AWS) российские облачные провайдеры несколько отстают в PaaS-сервисах, но этот отрыв уменьшается.
Рынок услуг центров обработки данных (ЦОД) вырос в 2022-2023 на 30%. За счет чего идет этот рост? Какие перспективы развития?
Основная часть роста объема облачного рынка связана с классическими факторами: цифровой трансформацией и все более успешной конкуренцией облачных вариантов размещения инфраструктуры по сравнению с инфраструктурой on-premise. Полагаю, что динамика сохранится.
ITGLOBAL.COM представлена в 10 странах. По какому принципу выбираются новые локации для международных представительств. С какими трудностями сталкиваются новые представительства? Являются ли они типичными или разнятся в зависимости от особенностей локации? Какие планы есть у ITGLOBAL.COM по дальнейшему международному масштабированию?
При выборе новых локаций мы ориентируемся на следующие факторы: общие экономические показатели страны, зрелость ИТ-рынка в целом, которая влияет на наличие платежеспособного спроса, отсутствие ограничений конкуренции в наших сегментах бизнеса, наполненность облачного рынка и его динамика. Обычно это типизированные инфраструктуры, но если мы открываемся вместе с якорным клиентом, то можем произвести некоторую кастомизацию конкретно под его нужды.
Дальнейшие планы по расширению — это страны Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии.