Как отличить «серый» параллельный импорт от «белого»
Какие уловки используют мошенники и как не попасться на их удочку
Предприниматель, Инвестор, TOP-менеджер С 2019 года совладелец бизнес-проектов в РФ и ОАЭ: ГТК-Холдинг, ГТК-Авто, ГТК-Лизинг.
Во все времена желание сэкономить для потребителя являлось «красной» тряпкой, однако иногда подобное желание может обернуться потерями в несколько миллионов рублей. Это напрямую касается покупки автомобиля из-за рубежа с использованием серой схемы. Правда, о том, что она «серая» многие узнают в ГИБДД во время регистрации ТС.
Итак, как выявить обман, не потерять деньги и не остаться без машины?
Для понимания масштаба проблемы стоит привести статистику. В 2023 году каждый третий автомобиль, ввезенный по параллельному импорту по «серой» схеме имел проблемы с постановкой на учет в ГИБДД, без которой эксплуатация ТС не представляется возможным.
Такие поставки стали популярны среди физлиц—«профессиональных продавцов».
91% таких авто были куплены именно у физических лиц.
Как правило ранее, проблемные авто ввозились из Киргизии. На текущий момент ввоз автомобилей разрешен с декларированием в РФ.
Как правило, такие «продавцы» привлекают внимание стоимостью автомобиля, которая зачастую на 25% ниже рыночной, а также сроками доставки.
Согласитесь, идеальная приманка для покупателя, который мечтает поскорее сесть за руль нового автомобиля.
Для того, чтобы избежать проблем в ГИБДД, покупателю автомобиля, стоит знать те подводные камни, какие чаще всего встречаются в недобросовестных практиках:
- Грузовая таможенная декларация
Отсутствие ГТД, хотя ее скан должен в обязательном порядке прилагаться к документам.
Покупателю стоит обратить внимание на указанную стоимость автомобиля в ней — она не должна быть занижена. Так, например, если реальная стоимость BMW X5 составляет 85-95 тыс $, то увидев в декларации 60 тыс $ от покупки стоит отказаться.
- Лизинг
Актуально для машин с пробегом — может находится в лизинге в Европе. В этом случае ее просто могут приехать и забрать и с точки зрения закона доказать что-то будет невозможно.
При этом проверить историю можно только, находясь в ЕС, перед покупкой ТС.
- Аукцион
Автомобиль может быть куплен на аукционе в США. Как правило, тут риски связаны с тем, что автомобиль является полностью восстановленным. Это создает безусловно риски эксплуатации. При регистрации в ГИБДД здесь чаще всего риск возникает по причине того, что может плохо читаться ВИН номер, что повлечет за собой дополнительные проверки.
- Таможенные платежи
До 3 лет с момента ввоза авто сохраняется риск доначисления таможенных платежей в случае заниженной стоимости в ГТД. По авто растаможенным через страны СНГ зачастую нельзя доплатить таможенные пошлины, а надо просто оплатить всю таможенную стоимость в РФ для сохранения ТС и возможности эксплуатации в России. Данный платеж может достигать до 46% от стоимости машины. Поэтому если покупаемый автомобиль ниже рыночной стоимости, это первый звоночек, что с ним что-то не так. Для проверки следует запросить у продавца грузовую таможенную декларацию.
Итак, как обезопасить себя от проблем с регистрацией автомобиля, привезенного по параллельному импорту?
Документация
На первом этапе покупки авто по параллельному импорту у продавца стоит проверить два документа — ЭПТС, и, конечно, ГТД. В дополнение к этому если продавец физ. лицо наличие оплаты утильсбора по коммерческому тарифу.
Если вам необходим автомобиль с НДС, то в документах должно быть указано именно юридическое лицо на общей системе налогообложения. Физическое лицо в таможенной декларации — автомобиль автоматически без НДС, особое внимание к стоимости в ГТД. Если автомобиль на физ лице менее года — важно наличие коммерческого утилизационного сбора за автомобиль.
Стоимость
Автомобиль должен быть ввезен строго по полной стоимости и через РФ. Это гарантия прозрачности сделки и того, что автомобиль ввезен без нарушения законодательства.
Репутация
Стоит обратить внимание на саму компанию или продавца, которые оказывают услугу: они должны, как минимум, быть зарегистрированы на территории России. Для компании важно наличие официального сайта и фактического адреса нахождения. Не лишним будет прочитать отзывы и навести справки у покупателей.
Предоплата
Как правило, проверенные компании берут предоплату за автомобиль, а остаток покупатель вносит по факту. Это нормальная практика, которая соблюдает баланс интересов. Чаще всего это соотношение выглядит как 50/50 или 70/30 в пользу продавца. Отдавать существенную сумму средств не проверенному поставщику дополнительный риск.
В завершении хотелось бы сказать, что в России параллельный импорт легализован для борьбы с дефицитом, возникшим после ухода из России крупных производителей, однако покупая автомобиль из-за рубежа стоит тщательно выбрать посредника.