LAMACON 23 декабря 2024

Планирование и реинжиниринг логистической инфраструктуры

Каждый сектор экономики зависит от качественной логистики, и вопрос оптимизации процессов в этой области всегда стоит на повестке дня

Екатерина Клишина
Консультант в сфере оптимизационного моделирования цепей поставок

Консультант компании LAMACON, участвует в реализации проектов по трансформации цепей поставок для лидеров ритейла, ecommerce, FMCG, производства и логистики.

В современном мире, где время — это деньги, корректное планирование логистической инфраструктуры становится залогом успеха бизнеса. Почти каждый сектор экономики зависит от качественной логистики, и вопрос оптимизации процессов в этой области всегда стоит на повестке дня.

Что такое логистическая инфраструктура

Сегодня в логистике как никогда актуален вопрос возможности управления материальными потоками на как можно больших участках логистических цепей. Это ставит перед бизнесом задачи инфраструктурного характера, среди которых можно выделить следующие блоки:

  • формирование такой структуры вспомогательных и обслуживающих подразделений, которые бы оптимальным образом помогали в достижении ключевых целей бизнеса, а также определение нужного состава и количества различных объектов и оборудования;
  • формирование информационной системы, которая смогла бы собирать, хранить и обрабатывать необходимое количество информации для эффективного управления товаропотоком. Информационным системам долгое время не придавали столько важного значения, однако именно недостоверная информация, и, как следствие, ошибочные прогнозы, зачастую приводят к накоплению ошибок и увеличению запасов в сети, известному как «эффект хлыста». В то же время грамотное выстраивание информационных потоков на предприятии дает возможность эффективнее управлять всей цепью поставок;
  • принятие обоснованных решений по аутсорсингу различных функций, в том числе логистических;
  • определение конфигурации и построение распределительной сети, которое включает в себя также выбор каналов снабжения и сбыта продукции.

В общем виде все это — задачи проектирования и развития транспортно-логистической инфраструктуры компании.

Логистическая инфраструктура компании — это такой комплекс взаимосвязанных элементов, который обеспечивает и поддерживает различные функции логистики от закупки материалов до доставки конечному потребителю.

Что включает в себя логистическая инфраструктура:

  • элементы транспортной инфраструктуры: различные транспортные средства, используемые для перевозки товаров; транспортные сети, такие как авто и железные дороги, воздушные, водные пути и трубопроводы; транспортные узлы, представляющие собой, терминалы и складские комплексы;
  • элементы складской и производственной инфраструктуры: то есть склады, различного назначения, и складское оборудование, объекты производства и розничные точки продажи;
  • элементы информационной инфраструктуры — все информационные системы, используемые для управления логистическими операциями, такие как системы управления запасами, системы управления транспортом и системы отслеживания товаров;
  • к комплексу логистической инфраструктуры также относят дополнительные элементы, включающие таможенные услуги (оформление таможенных документов, контроль перемещения товаров через границу), страхование грузов (защиту товаров от рисков, возникающих при транспортировке), финансовое обеспечение (инвестиции и проведение взаиморасчетов).

Чтобы обеспечить эффективное функционирование бизнеса и бесперебойное движение товаров от поставщиков к потребителям транспортно-логистическая инфраструктура должна быть хорошо спланирована и управляема. В условиях нестабильности рынка она должна быть гибкой, чтобы адаптироваться к изменениям в спросе и требованиях потребителя.

Значимость логистической инфраструктуры выражаемся в том, что эффективная логистическая сеть позволяет предприятиям доставлять товары своим клиентам вовремя и в нужном количестве, что приводит к увеличению продаж и повышению лояльности клиентов. Кроме того, оптимизация логистических операций и потоков способна привести к снижению операционных затрат на транспортировку, хранение и управление запасами, а гибкость цепей поставок может дать предприятию конкурентное преимущество на рынке, позволяя оперативно реагировать на изменения внешней среды.

Логистическая инфраструктура может считаться эффективной, если она:

  • соответствует стратегии и текущим целям компании;
  • интегрированная, то есть все элементы транспортно-логистической инфраструктуры работают слаженно и взаимодействуют друг с другом. Вне зависимости от того, кто выполняет те или иные логистические функции в цепи, подразделения не должны рассматриваться в вакууме в процессе управления;
  • гибкая, способная адаптироваться к изменениям в спросе, условиям рынка и другим факторам;
  • надежная, то есть обеспечивает бесперебойную доставку товаров;
  • экономичная, то есть построена таким образом, чтобы соблюсти баланс между расходами на транспортировку, хранение и другими логистическими операциями и выполнением обещания клиенту.

Планирование эффективной логистической инфраструктуры

Первое, с чем необходимо определиться — это цели и задачи логистики. Чтобы это сделать, нужно ответить себе на различные вопросы о специфике вашего бизнеса и товара. В частности, стоит оценить размер и комплексность бизнеса — чем он крупнее и сложнее, тем более специфичными будут ваша логистическая инфраструктура и цепи поставок.

Расположение поставщиков, клиентов, конкурентов и транспортных узлов будут напрямую влиять на проектируемую инфраструктуру. Требования к хранению продукта будут диктовать оснащение и топологию склада, а обещанный клиенту уровень сервиса — площадь и количество объектов, а вдобавок и состав операций. Потребуется также принять решение о форме собственности потенциальных объектов в сети, которая может быть продиктована как характером продукции, так и ситуацией на рынке складской недвижимости в регионе.

Характеристики продукта повлияют на возможность транспортировки на большие расстояния и доступные типы транспортных средств, а география целевого потребителя — на способы доставки. Нельзя забывать и про ограниченность бюджета: определитесь заранее сколько вы готовы будете потратить на свою транспортно-логистическую инфраструктуру.

После определения ключевых вводных следует оценить свое текущее состояние, выявив, какие из элементов работают эффективно уже на данном этапе, а какие требуют совершенствования, а также есть ли риски и узкие места в текущей организации логистических процессов.

Далее можно приступить к разработке возможных вариантов развития логистической инфраструктуры в зависимости от полученной ранее информации. Эти варианты должны включать в себя предположения о необходимых типах складов, транспортных средствах и информационных системах в различных конфигурациях.

Все предложенные варианты необходимо оценить с точки зрения их влияния на выполнение бизнес-стратегии, а также потенциальных рисков и финансовых возможностей.

При анализе вариантов хорошим решением будет прибегнуть к помощи специального программного обеспечения. Например, с помощью оптимизационного математического моделирования можно построить математического двойника логистической сети на заданных параметрах и провести сценарный анализ. С помощью встроенного солвера (решателя) в каждом из сценариев будет реализовано оптимальное распределение и сформированы запасы с учетом целевой функции в виде минимизации затрат или максимизации прибыли. Расчет можно сделать как на текущей инфраструктуре, так и с потенциальным открытием новых объектов сети.

Планирование и реинжиниринг логистической инфраструктуры
Рисунок 1: Структура фактических потоков на текущей инфраструктуре при использовании оптимизационного математического моделирования

На базе полученных результатов выбирается оптимальный вариант инфраструктуры. Определившись с конфигурацией, начинается стадия реализации проекта, где разрабатывается подробный план со сроками, бюджетами и ответственными лицами.

Планирование и реинжиниринг логистической инфраструктуры
Рисунок 2: Потенциальная инфраструктура на стратегическом горизонте (с учетом растущего спроса) при использовании оптимизационного математического моделирования

Реинжиниринг логистической инфраструктуры

Однако после претворения плана в жизнь работа с инфраструктурой не заканчивается, важно мониторить ее состояние по различным KPI и вносить корректировки тогда, когда назревает необходимость. Любой, даже самой оптимальной инфраструктуре рано или поздно потребуется реинжиниринг.

Реинжиниринг — комплексный процесс, направленный на существенное переосмысление и перепроектирование системы с целью достижения значимых улучшений по ключевым показателям. Ими могут быть затраты, эффективность или уровень сервиса.

Процесс перепроектирования по своим этапам перекликается с процессом формирования инфраструктуры, который описан выше. В первую очередь, здесь также нужно определиться с целями, проблемами, ключевыми метриками и тщательно проанализировать текущее состояние.

Хорошим подспорьем для определения характера изменений будет изучение так называемых «best practices» в области логистики и цепочек поставок. Всегда есть компании, которые успешно справились с поставленной задачей, и на их опыте можно и нужно учиться. Если кажется, что собственных компетенций может не хватить, чтобы изменить укоренившиеся процессы или определить новые элементы инфраструктуры, например, под планируемый канал сбыта, можно прибегнуть к помощи консалтинга. Опытные консультанты всегда имеют экспертизу в релевантном направлении, подкрепленную опытом реализованных проектов, и бенчмарки, которые могут отсутствовать в открытом доступе.

Важно помнить, что при попытке внедрять новые технологии и подходы в свою инфраструктуру нужно ориентироваться на уровень зрелости компании: изменения должны быть комплексными и постепенными, чтобы не обернуться убытками и неоправданными ожиданиями.

Определившись с тем, что нужно изменить, приступайте к составлению плана и его реализации. Не пускайте все на самотек, управляйте изменениями и контролируйте каждый из этапов, сверяясь со своими целями и задачами, корректируйте, если это необходимо. Не забывайте про принцип «кайдзен»: обеспечьте в своей инфраструктуре процесс непрерывного совершенствования, чтобы она соответствовала вашим меняющимся потребностям.

Еще несколько советов, которые помогут вам успешно провести процесс изменений в транспортно-логистической инфраструктуре:

  • привлекайте к участию в процессе всех, на кого он может повлиять: важно чтобы все заинтересованные стороны — сотрудники, клиенты и поставщики, были вовлечены в процесс реинжиниринга;
  • используйте современные технологии и не бойтесь пробовать новые подходы и решения, ведь они могут помочь значительно повысить вашу эффективность;
  • будьте готовы к этим изменениям: новые элементы в инфраструктуре могут повлечь серьезные изменения в работе компании, что часто пугает сотрудников, поэтому нужно уделить время, чтобы их подготовить и объяснить значимость происходящего;
  • сосредоточьтесь на стратегической перспективе: большинство компаний принимают значительное количество решений, которые влияют на их цепочки поставок каждый год. Если каждое из них принято в вакууме, то их отдельные неэффективности имеют свойство накапливаться и со временем влиять на деятельность всей компании, а цепь поставок поглощает драгоценные ресурсы и отрицательно влияет на прибыль.

Эффективные планирование и оптимизация логистической инфраструктуры — это ключевое конкурентное преимущество для бизнеса в любом секторе. Учитывайте изменения в рыночной среде и технологические тенденции, следите за эффективностью своей логистической системы и регулярно вносите в нее корректировки для достижения наилучших результатов.

Чтобы обеспечить успешное будущее вашей логистики, всегда оставайтесь в курсе новейших технологий. Необходимо инвестировать в технологии, обучать персонал и сотрудничать с надежными партнерами. Это не только снизит затраты, но и приведет к высокому уровню сервиса в компании, что, в конечном счете, повысит удовлетворенность клиентов.