Срываем маски: главные заблуждения предпринимателей о личном бренде
Предприниматель Ксения Тихомирова расскажет о главных ошибках и иллюзиях предпринимателей, которые идут в работу над развитием личного бренда
Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
Вы все еще не начали качать свой личный бренд?
Тогда мы идем к вам!
Такой перифраз популярного рекламного мема 90-х мне пришел в голову на одной из последних бизнес-конференций. «Личный бренд как фактор роста», «Личный бренд для квантового скачка в отрасли», «Личный бренд как инструмент работы с командой», «Личный бренд для выхода из бизнес-амплуа» — это лишь мизерная часть тем о личном бренде предпринимателя в контент-планах конференций, экспертных блогов, медиаресурсов. Идею о том, насколько важно укреплять и продвигать личный бренд предпринимателю, кажется, уже никто не оспаривает. Для большинства это аксиома.
Но все ли так прозрачно и однозначно? Каждому ли представителю бизнеса показано работать над личным брендом? Всякий ли инвестирующий в этот актив получит солидные дивиденды?
Опираясь на личный опыт, расскажу о главных заблуждениях предпринимателей по поводу работы в развитии своего бренда и того, сколько и каких ресурсов для этого требуется на самом деле.
3 главных заблуждения предпринимателя о личном бренде
1. Без меня меня развили
Одна из главных иллюзий в том, что личный бренд предпринимателя может собрать и эффективно продвигать команда специально обученных людей без его участия. Как в маркетинге: когда продвижением продукта занимаются люди с соответствующими компетенциями. Собственник бизнеса в этом может не участвовать, и результат не изменится в худшую сторону.
С личным брендом так не работает. Создать платформу личного бренда без участия самого человека невозможно. В чем суть платформы? В том, чтобы вынуть на поверхность неосознанные глубинные цели и ценности человека, его профессиональные грани и личные качества, благодаря которым он может достигнуть в жизни максимальных результатов. Это работа с разными уровнями: ментальным, духовным, эмоциональным. За человека это не может сделать кто-то другой. Иначе результат будет похож на то, чем занимаются имиджмейкеры и пиарщики чиновников.
Намереваясь пойти в развитие личного бренда, отдавайте себе отчет: это потребует системной и регулярной вовлеченности.
2. Трубить из каждого утюга
Многие мои коллеги-предприниматели отказываются развивать личный бренд только потому, что «нет желания мелькать на всех площадках и трубить о себе из каждого утюга». Это еще одно заблуждение. Совсем не нужно сеять себя абсолютно везде. Конечно, чем больше точек контакта с людьми, тем выше охваты, чем разнообразнее проявленность, тем активнее приток аудитории. Но любая публикация в соцсетях, любое участие в интервью, любое публичное выступление должны быть целевыми, то есть попадающими а) в запрос аудитории б) в задачу, которую решаете в) в ваш уникальный tone of voice. Кроме того, коммуникации с людьми и площадки, на которых вы проявляетесь, должны быть вам органичны. Если вы испытываете животный страх перед публичными выступлениями и категорически не хотите его преодолевать, тогда не надо себя этим насиловать. Если на пути принятия себя вы еще в самом начале и вас сильно триггерит то, как вы ведете прямые эфиры, оставьте на время этот контент. Вернетесь, когда вместе с психологом и специалистом по ораторскому искусству этот момент проработаете.
Личный бренд — это не звон о себе отовсюду 24/7. Это выверенная контент-стратегия с целевыми площадками и органичными формами проявленности.
3. Ценный актив без вложений
Некоторые предприниматели, поддаваясь уловке заманчивого оффера «Личный бренд без вложений!», верят в возможность получить этот актив с минимальными затратами или вообще без затрат. Это миф. Не встречала ни одного бизнесмена, эксперта, лидера мнений, который бы имел сильный, высококонверсионный личный бренд без финансовых вложений.
Первая инвестиция, которую делает человек, заходя в работу над личным брендом, — услуга специалиста (команды специалистов), который создает ту самую платформу личного бренда, о которой я уже говорила. Это фундамент, с которого должна начинаться работа и на который будут опираться все последующие этапы и задачи. Нужно ли объяснять, что фундамент, построенный из некачественных материалов некачественными специалистами быстро даст трещину?
Следующие инвестиции, которые будут регулярными, — привлечение специалистов по упаковке личного бренда и контента, а также по продвижению. В зависимости от целей, задач в стратегии продвижения, бюджета и других факторов, могут потребоваться средние или большие вложения. Это траты на продюсера, пиарщика, сммщика, копирайтера, веб-дизайнера, специалиста по публичным выступлениям и др. Кто-то возразит: «У владельца бизнеса эти специалисты уже могут быть в его компании». Это правда. Не всегда приходится набирать команду с нуля. Но. Во-первых, это дополнительные задачи и дополнительная нагрузка. Не каждый сотрудник на это согласится, и не у каждого бизнеса есть люфт для увеличения этой нагрузки. Во-вторых, дополнительные задачи неизбежно повлекут увеличение зарплат. А, значит, вложения в личный бренд все-таки потребуются. И в-третьих, очень редко случается, что для реализации стратегии продвижения не приходится никого привлекать со стороны. И это объяснимо. Продвижение товарного и личного бренда различается. Часто крутые компетенции бизнес-команды оказываются бесполезными в работе над личным брендом. PR человека и PR компании имеют различия, так же, как принципы работы с контентом в том и в другом случае. Продюсирование человека — тоже особая компетенция. Имея точки пересечения и определенные совпадения с продюсированием продукта, эта работа все-таки обладает своей спецификой.
Обдумывая идею о развитии личного бренда, уже на этом этапе нужно провести калькуляцию: единовременная трата на подготовительный этап (работа по созданию брендплатформы) + единовременная трата на этапе упаковки бренда (упаковка соцсетей, личного сайта, медиакита и др.) + регулярные расходы на услуги разных специалистов по раскрутке, ведению контента, работе с имиджем и др. Уже здесь можно понять: какие ресурсы от вас потребуются и какие вы готовы вложить в актив своего личного бренда. Декомпозиция отрезвляет, развеивая розовые иллюзии.
Откуда я все это знаю? Из личного опыта. Я сама проходила и продолжаю проходить все этапы развития личного бренда и знаю не понаслышке о подводных течениях в этой работе. Не раз убедилась, насколько важно грамотно собрать фундамент бренда, и от каких проблем это избавит в будущем. Точно знаю, что личный бренд требует включенности предпринимателя. Только в тесном контакте с командой по контенту мы создаем материалы, которые точно и полно отражают мои мысли по тому или другому вопросу. Не чужие, а именно мои. Если говорить о количественных показателях, то здесь я тоже вижу хорошую динамику. Я параллельно развиваю три направления бизнеса, и в каждом моя проявленность отражается на притоке новых лидов, профессионалов для запуска совместных проектов и сильных бизнес-партнеров.
Открывает ли личный бренд заветные двери и помогает ли развивать бизнес? Безусловно. Всегда ли легко и в кайф этим заниматься? Наверное, нет. Особенно, когда идешь в работу со страхами и предубеждениями и развеиваешь иллюзии о самой себе и о том, как все устроено в мире бизнеса, в мире отношений между людьми.