МТК «Гранд» 20 сентября 2024

Новые грани мебельного бизнеса: как изменилось производство в России

Что сегодня происходит на рынке производства мебели в России и как он меняется, рассказал Александр Гринько, директор по стратегическому маркетингу МТК «Гранд»

Александр Гринько
директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд»

Опыт в digital и маркетинге более 20 лет. По образованию финансист. Начинал свою трудовую деятельность в сервисе «Бегун», после этого работал в издательстве «Семь дней». В МТК «Гранд» уже более 7 лет.

Производство растет — в объемах и в деньгах

Положительная динамика рынка, которая наблюдалась в 2023 году, сохранилась и в 2024 году. Производство мебели в России по итогам 1 квартала, как подсчитали в АМДПР, прибавило 27% год к году в натуральном выражении и 24% — в стоимостном. Производители изготовили 17,6 млн условных единиц мебели. И снова в АМДПР говорят о рекордных показателях.

Однако такая динамика не может сохраняться вечно: президент АМДПР Александр Шестаков отмечает, что темпы роста начинают постепенно замедляться, и по итогам 2024 производство вырастет не так сильно, как в 2023 году — на 9,2% год к году в натуральном выражении, или до 73,7 млн единиц.

Сильнее всего производители наращивают выпуск деревянной мебели для спальни: +51% год к году в 1 квартале 2024 года. Второе место делят мебель для кухни и матрасы с матрасными основами — обе категории показывают прирост объемов на 31%. Третье место с минимальным отрывом от второго у деревянной мебели для столовой и гостиной: +30%.

Такая динамика по конкретным категориям может объясняться отчасти тем, что деревянная мебель для спальни, кухни и гостиной, а также матрасы — то, что наиболее востребовано у покупателей, которые заезжают в новую квартиру. А в России растет ввод нового жилья в эксплуатацию.

Крупнейшими игроками рынка среди российских регионов по итогам 2022 года были Московская область, Пензенская, Владимирская, Нижегородская и Саратовская, а также Краснодарский край. На них пришлось почти 30% всего производства мебели в стране. А по итогам 2023 года лидером стала Пензенская область, где действует 226 мебельных фабрик. За январь–май 2024 года производство мебели в Пензенской области выросло почти на 50%. В других регионах рост менее интенсивный: так в Москве объем выпуска продукции прибавил 22,3% за 1 полугодие 2024 года, в Саратовской области — 24,8%.

Рост через изменения

Наращивание выпуска продукции происходит параллельно с увеличением производственных мощностей и, соответственно, с ростом инвестиций в развитие предприятий. Самые высокие объемы инвестиций в 2023 году показали Московская, Саратовская и Пензенская области. Московская вложила в мебельные предприятия 1,9 млрд рублей: +60% год к году. Саратовская — около 820 млн рублей, Пензенская — 779 млн рублей.

Кроме того, мебельные предприятия постепенно проводят оптимизацию своих процессов и внедряют новые технологии, чтобы соответствовать увеличивающимся запросам рынка. По словам разработчиков софта для мебельной промышленности, интерес к отраслевым ИТ-решениям растет: если в 2020 году было немало мебельщиков, которые вообще не знали о существовании отраслевого софта, то в 2023 году осведомленность участников рынка выросла. Хотя все же оцифровка этой сферы происходит достаточно медленно.

Развитию и перестройке мебельного производства помогают и национальные проекты, как «Производительность труда». На «Мебельной фабрике «Приволжская» благодаря инструментам нацпроекта оптимизировали процесс производства корпусной мебели, поскольку именно она приносит фабрике почти 50% выручки. Эксперты РЦК (Регионального центра компетенций) нашли 27 «узких» мест на предприятии и подобрали решения для их устранения. В общей сложности меры по оптимизации производства помогли ускорить работу на 26% и нарастить выработку на 16%.

Расширить и изменить ассортимент

После ухода иностранных производителей с рынка российские покупатели стали обращать больше внимания на отечественную мебель. Как показал опрос Calltouch, потребители теперь чаще приобретают продукцию российских и белорусских производителей. О положительном отношении к отечественной мебели говорят и результаты исследования компании «Диалог».

В ответ на это российские производители мебели не только наращивают выпуск продукции, но и меняют вектор развития. Кто-то масштабируется и осваивает новые направления: так Тюменская мебельная компания Lignum уходит от изготовления мебели под заказ в сторону массового производства корпусной мебели с дальнейшими планами на выход на маркетплейсы. Активно развивающийся рынок недвижимости и высокие темпы ввода жилья в эксплуатацию в Тюменской области создают высокий спрос на корпусную мебель.

Ресурсы и оборудование, чтобы провести масштабирование и перейти на массовое производство, есть, как говорят представители компании Lignum. Не хватает только рабочих рук. 

Кроме того, отечественные производители стали менять и расширять ассортимент после ухода иностранных брендов. По данным исследования E-Promo, 60% опрошенных участников рынка в 2023 году увеличили ассортиментные линейки. Кто-то стал выпускать отдельные категории товаров и даже суббренды для продажи на маркетплейсах — этот канал продаж набирает обороты год за годом. А компании, которые раньше ориентировались на средний ценовой сегмент, запускают бюджетные коллекции в ответ стремление покупателя к экономии.

Как говорят участники мебельного рынка, раньше многие старались делать «как IKEA», сейчас стали свободнее в своих действиях. Растет разнообразие в предложениях. Но в то же время, тренд на минималистичную и функциональную мебель не слабеет, поэтому российские производители все чаще выпускают продукцию в скандинавском стиле. В 2023 году, согласно исследованию E-Promo, 30% компаний говорили о том, что усилили работу в этом направлении.

Старые фабрики и новые компании

Свой вклад в развитие мебельного рынка в России сейчас вносят и бывшие предприятия иностранных брендов. В частности, IKEA в марте 2023 года продала последнюю российскую фабрику в Новгородской области, а ранее продала еще два предприятия — в Ленинградской и Кировской областях. Покупателями стали компании Slotex и «Лузалес».

Эти фабрики со временем вернулись в строй: предприятия, которые получила компания «Лузалес», в начале февраля 2024 года уже выпускали более 250 наименований мебели — не только для внутреннего рынка, но и для экспорта в Казахстан и в Беларусь. А фабрика в Кировской области наращивает объемы производства. 

Также появляются новые игроки на рынке. Так компания «Лебер», которая занимается выпуском игровых и спортивных площадок для внутреннего и внешнего рынков, в 2024 году вывела на полную мощность предприятие «Лебер Мебель». Оно выпускает офисную и торговую мебель: столы, шкафы, тумбы, стеллажи и другие товары из конструкционной стали, а также деревянные аксессуары, столешницы, уличную мебель. Предприятие находится в Солнечногорске и сейчас может производить до 2 тыс. единиц продукции в месяц, но в дальнейшем мощности будут увеличены.

Развитию мебельного рынка сегодня способствуют и инициативы региональных властей: в Заволжье появился промышленный парк «Восточный», который предназначен для малого и среднего бизнеса. Сейчас его уже занимают 15 мебельных производств, позднее могут переехать еще 10, что позволит создать 200 рабочих мест. Резиденты промышленного парка получили возможность расширить площади и масштабировать производство.

Сложности и вызовы

Проблемы, связанные с нехваткой комплектующих и материалов, по оценкам участников рынка, сейчас не актуальны. Большая часть всего необходимого производится в России. Хотя партнерства с зарубежными, в том числе европейскими, фабриками все еще есть. Тем не менее многие российские предприятия стремятся импортозамещать не только готовый продукт — как условную корпусную мебель IKEA, но и сырье.

Компания Homa акцентировала внимание на развитии водных полиуретановых дисперсий, которые применяются как клеевые системы при работе с ПВХ-пленками на фасадах. А в Подольске началось импортозамещающее производство нетканых материалов — их можно использовать в качестве наполнителей для мягкой мебели и матрасов.

Больше сложностей приносит дефицит кадров, с которым сталкиваются многие отрасли, в том числе мебельная промышленность. Ей не хватает сборщиков, разнорабочих, конструкторов-технологов, а в сегменте мягкой мебели наблюдается дефицит швей и закройщиков. 

Вторая и не менее значимая проблема для российских производителей мебели сегодня — это ускоряющийся рост цен на материалы. По словам участников рынка, в 1 полугодии 2024 года цены поднялись на 20%, и в ближайшей перспективе они продолжат увеличиваться.

Роль в этом сыграли инфляция, увеличение оплаты труда рабочих, занятых на производстве, стоимости бензина — что влечет за собой удорожание логистики. Кроме того, летом есть сезонный рост спроса на сырье и на конечный продукт, поскольку многие люди активнее занимаются как ремонтом, так и строительством.

Удорожание сырья тянет за собой и рост цен на готовую продукцию. За январь-март 2024 года они увеличились во всех категориях, как сообщают в АМДПР, исключая деревянную мебель. Наибольший рост произошел в сегменте металлической офисной мебели: +142% год к году. При этом покупатель сегодня — достаточно экономный, обращает большое внимание на цену, готов переходить на более бюджетные материалы во имя экономии. Средний чек снижается.

Все это требует от производителей мебели искать тонкую грань между сохранением маржинальности и удержанием покупателя — либо активно сдерживать цены, либо искать способы стимулировать продажи через маркетинговые предложения. И это один из ключевых вызовов, с которым рынку, вероятно, придется справляться еще достаточно долго.