Хакатон без агентства и event-менеджера — опыт МФК «Саммит»
В 2023 г. МФК «Саммит» стала первой в своем сегменте финрынка компанией, которая провела хакатон. Рассказываем, как это было, и что мы получили в результате
Задача:
Стать top-of-mind работодателем в конкретном регионе и среди конкретной целевой аудитории. Обратить на себя внимание будущих IT-специалистов, выявить талантливых и креативных потенциальных сотрудников, которые смогут привнести в компанию новые подходы, находить оригинальные пути решения задач. Сформировать качественный кадровый резерв на долгосрочную перспективу.
Причина:
Подавляющую долю IT-специалистов сегодня составляют зумеры. Постепенно многие компании, в т.ч. и мы, сталкиваются с тем, что таких потенциальных сотрудников уже не привлечь «традиционными» инструментами (только лишь зарплатой, ДМС и даже развитой корпоративной культурой). К ним нужен индивидуальный подход. Таким образом, работодателям приходится раз за разом придумывать новые способы взаимодействия, выстраивать отдельные долгосрочные коммуникационные стратегии.
Решение: комплекс мероприятий, начинающийся с хакатона*.
*Хакатон — это соревнование, в ходе которого IT-специалисты решают какую-либо задачу, например, разрабатывают сервис по критериям, обозначенным «заказчиком» (организатором).
При правильном использовании, соблюдении баланса между продвижением работодателя и интересами участников, хакатон является экологичным инструментом коммуникации, а именно этого мы хотели добиться с самого начала. По сути, целью было создание площадки для обмена опытом между студентами и экспертами.
Подготовка в достаточно спокойном режиме заняла порядка 3 месяцев. В нашем чек-листе было более 50 пунктов, которые нужно было учесть, но, в целом, их можно сгруппировать в 7 основных блоков.
Ключевые этапы реализации проекта:
1. Кто? Где? И с кем?
Несмотря на то, что на сегодняшний день множество агентств предлагает свои услуги по организации мероприятий, мы изначально решили делать хакатон самостоятельно, чтобы сохранить и донести до участников свою индивидуальность. Ни разу не пожалели о своем решении. Поскольку event-подразделения в компании нет, костяк команды составили сотрудники службы внешних коммуникаций, а также представители стейкхолдеров — IT- и HR-департаментов.
Выбор региона также был органичен и не составил труда: несмотря на федеральный статус компании, исторически заметная доля IT-специалистов всегда была из Старого Оскола (Белгородская область). В какой-то момент для комфорта наших сотрудников и поддержки инфраструктуры в регионе мы открыли там достаточно крупный филиал с фокусом именно на информационные технологии, штат которого увеличивается год от года. Кроме того, в регионе достаточно сильная академическая школа, много специализированных учебных заведений.
Первое, что было сделано, — достигнута договоренность о партнерстве с крупным вузом, присутствующим в городе. Это позволило провести мероприятие на его площадке, а также решило значительную часть вопросов, связанных с привлечением участников. Сначала коллеги отнеслись к нам в меру настороженно. Полагаем, что, в том числе, потому что отрасль, которую мы представляем, по старой привычке принято считать токсичной. Однако, забегая вперед, отметим, что сейчас во многом благодаря хакатону мы реализуем партнерские проекты уже с несколькими учебными заведениями. Поэтому стоит проявить терпение, даже если вы столкнетесь с трудностями на первых же этапах.
2. Формат
Формат был выбран очный, чтобы обеспечить прямую и доверительную коммуникацию, а студенты могли обратиться к менторам (отдельно выделенная команда IT-специалистов, хорошо ориентирующаяся в теме хакатона и не входящая в состав жюри — прим.) с вопросами. В дальнейшем, уже непосредственно в момент проведения мероприятия мы даже отказались от чек-пойнтов с менторами в пользу возможности участников задать им вопрос и показать промежуточный результат в любой момент.
Кроме того, на начальных этапах мы отсекли «классический» круглосуточный режим мероприятия и сделали график: 3 дня, по 8-12 часов.
3. Дата и площадка
Площадкой для проведения хакатона SummIT Challenge стал зал вуза. Оказалось, что выбрать подходящее время — не самая простая задача. Например, летом проводить хакатон было бы нецелесообразно, поскольку студенты в это время были на каникулах. Мы выбрали конец сентября — начало октября — в этот период студенты уже успели влиться в учебную и рабочую атмосферу, но еще не устали от университетских активностей.
При организации хакатона, участниками которого становятся студенты, важно постоянно держать связь с вузом-партнером и обсуждать с его представителями ключевые организационные вопросы. Потому что, кто лучше преподавателей и сотрудников знает особенности поведения студентов, их ожидания.
4. Юридические вопросы
Обязательный пункт чек-листа практически любого мероприятия — пакет юридических документов. В наш, относительно минимальный перечень вошли:
- Положение о хакатоне (в которое мы включили как общие положения: цели, задачи и сроки хакатона, так и нюансы, такие как порядок регистрации, участия и оценки результатов соревнования, принадлежность авторских прав на проекты участников и др.);
- Соглашение о партнерстве с вузом;
- Решение о выплате наград командам за победу в хакатоне (на основе которого были произведены выплаты);
- Соглашение об обработке персональных данных участников.
Также важным этапом было определить призовой фонд, ведь за победу (1, 2, 3 места) предполагались и денежные призы.
5. Фирменный стиль и тема
Важно было продумать общие черты мероприятия, утвердить внутренние процессы. Мы решили, что темой хакатона будет клиент для сервиса отправки сообщений и стали думать над названием. В мозгоштурме участвовали все сотрудники: был объявлен соответствующий конкурс, поскольку «та самая идея, которая выстрелит» могла прийти в голову кому угодно. Так мы и получили SummIT Challenge. А затем появился фирменный стиль.
Он был использован в дальнейшем как для лендинга, так и на площадке. А именно, в нем были оформлены:
- баннеры для соцсетей и мессенджеров;
- ролл-ап (был установлен на площадке и использовался как фотозона);
- бейджи участников, жюри, медиа, организаторов (разные категории отличались по цветам для удобства идентификации; кроме того, у организаторов отдельным цветом были выделены и ленты бейджей);
- мерч для участников;
- награды;
- дипломы участников и дипломы победителей;
- призовые денежные сертификаты.
6. Коммуникация
Нам нужна была централизованная площадка, где можно будет разместить всю информацию про наше соревнование, организовать «окно регистрации». Было принято решение об отдельном лендинге, в который было заложено:
- Ключевая информация о мероприятии: тема, формат, организаторы, адрес, время проведения и др.;
- Правила регистрации и требования к участникам;
- Программа;
- Информация о призах;
- FAQ.
Дополнительным инструментом коммуникации с участниками стал телеграм-канал хакатона. Мы выбрали его, потому что и для нас, и для участников это — привычный и удобных инструмент обмена информацией, мнениями, объявлениями. Кстати, мы сохранили эту площадку после хакатона для связи наших HR-специалистов с участниками соревнования по вакансиям, дальнейшим мероприятиям и многому другому.
7. Обеспечение площадки
Наш хакатон проходил три дня:
- 1 день — Церемония открытия, постановка и объяснение задачи, начало хакинга.
- 2 день — Работа участников над проектом.
- 3 день — Презентации готовых сервисов, выбор и награждение победителей.
И здесь, на наш взгляд, важно помнить о питании. Несмотря на то, что во все времена приято считать, что для студентов быть «вечно голодными» — это норма, такого быть не должно. Минимальный, на наш взгляд, «паек», который должен быть на площадке: чай/кофе станция, печенье, фрукты, соки, вода, снеки. Мы дополнительно заказывали пиццу на обед/ужин.
В хакатоне приняли участие порядка 40 студентов, и еще более 3,5 тыс. начинающих IT-специалистов теперь знают о нас благодаря мероприятию. Пополнен кадровый резерв. Установлены связи с учебными заведениями, что позволяет сегодня продолжать программу — приходить к студентам с мастер-классами, читать лекции, приглашать действительно лучших на практики и т.д.