Союз пиарщиков России провел круглый стол по теме репутации в Краснодаре
Эксперты обсудили правовые механизмы защиты деловой репутации бизнеса
1 октября 2025 года в Торгово-промышленной палате Краснодарского края прошло экспертное заседание по вопросам защиты деловой репутации предпринимателей и компаний. Участие приняли представители власти, бизнеса, профессиональных объединений и экспертного сообщества.
Организаторами выступили Союз Пиарщиков России, региональное отделение «ОПОРЫ РОССИИ», при поддержке Общественной палаты, Минтранса, Ассоциации юристов России и партии «Единая Россия».

Мария Тарханова, директор Продюсерского центра Останкино и председатель Союза пиарщиков России озвучила позицию организации: «Нет ничего опаснее для репутации, чем успех. А поскольку мы как раз и делаем людей успешными, мы обеспечили и защиту, разработав продукт ГУДВИЛЛ-КОЭФФИЦИЕНТ. Какие сдвиги в решении этой проблемы произвел непосредственно Союз пиарщиков РФ? Нами запатентована в 2023 году система оценки деловой репутации, которая представляет собой развернутое исследование с заключениями профильных учреждений, в том числе госорганов. За 2 года было вручено более ста таких исследований. Хочу поделиться юридической практикой за эти годы. Дважды заявители прибегали к судебному урегулированию конфликта с конкурентами с применением гудвилла. В первом случае отсудили 99 млн., во втором — 100 млн. И бесчисленное количество раз, когда удалось избежать конфликтна и урона репутации компании из-за наличия исследования».
Основной темой обсуждения стало формирование эффективной законодательной базы для защиты репутации в условиях цифровой экономики. Отмечалось, что действующие механизмы не всегда успевают за вызовами, информационными атаками, распространением фейков, кибербуллингом и недобросовестной конкуренцией.

Председатель Торгово промышленной палаты Краснодарского края Юрий Ткаченко: «Репутацией дорожит каждый человек и каждое юридическое лицо. Тема беспокоящая всех, кто занимается бизнесом. Торгово-промышленная палата обладает правом законодательной инициативы с 2008 года».
Дискуссия за Круглым столом прошла плодотворно. Были озвучены интересные предложения, которые теперь можно довести до органов власти и в Законодательное Собрание, чтобы они в дальнейшем реализовались, в том числе и на федеральном уровне.

Председатель ККО «Опора России» Даниэль Башмаков: «ИИ — это инструмент, а не стратегия. Самая продвинутая система не заменит грамотной PR- и юридической стратегии. Она лишь предоставляет данные и автоматизирует рутину. Ключевые решения должны принимать люди. Для современного бизнеса использование ИИ для мониторинга и защиты репутации — это уже не роскошь, а необходимость для выживания в условиях цифровой экономики».
Лидия Касапу, вице-председатель Союза Пиарщиков России, член Экспертного совета по инфобизнесу ТПП РФ, эксперт проекта «ГУДВИЛЛ — коэффициент» по оценке и защите репутации: «В условиях высококонкурентной среды именно деловая репутация способна формировать устойчивое преимущество. Продукт, команда, маркетинг — все это можно воспроизвести. Репутацию — нет. Она формируется на протяжении длительного времени и становится барьером для недобросовестной конкуренции. Гудвилл, как нематериальный актив, все чаще воспринимается не как имиджевая надстройка, а как реальный ресурс, влияющий на выживаемость и развитие бизнеса. Он может снижать риски, повышать доверие со стороны партнеров и инвесторов, а также открывать доступ к возможностям, которые для других участников рынка могут оставаться недоступными».

«Цифровая среда хранит и возможности, и риски. И если технологии помогают бизнесу расти, то только сильная репутация позволяет удерживать доверие», — поделилась опытом Карина Буланова, генеральный директор компании «ЖИЗНИВЕК»

«Сегодня мы обсудили действующие правовые механизмы в эффективной защите деловой репутации. «Гудвилл — коэффициент» как страховка, не только обеспечит защиту от недобросовестных клиентов и конкурентов, но и поможет процветанию и масштабированию бизнеса», — сообщила Валерия Вавилова, руководитель Союза пиарщиков России по Краснодарскому краю.

Андрей Казаков, собственник апартаментов бизнес-класса «Юг-АППАРТ»: «Идентичные или очень похожие названия компаний могут нанести серьезный удар по бренду, даже если вы работаете на рынке давно и успешно».

Марго Сатосова, глава департамента социальной политики регионального отделения международного движения «Мы любим Россию»: «В ответ на серьезные препятствия, с которыми сталкиваются молодые специалисты в спортивных организациях, мы поднимаем вопрос о защите их деловой репутации. Наша цель — выработать практические юридические механизмы для противодействия дискредитации и обеспечения развития спорта».

Елена Пистунова, исполнительный директор фонда развития бизнеса Краснодарского края: «Для малого и среднего бизнеса деловая репутация — это не абстрактное понятие, а ключевой актив, который напрямую влияет на выживание и рост. В условиях ограниченных ресурсов и высокой конкуренции именно репутация зачастую становится главным конкурентным преимуществом, дополняя, а иногда и заменяя, маркетинговые бюджеты».

Член Совета и Председатель Комитета по образованию «Опора России» Ольга Шадрина: «Внедрение предпринимательского образования влияет на снижение недобросовестных практик следующим образом: оно формирует у будущих предпринимателей и бизнесменов этические принципы ведения бизнеса, развивает навыки критического мышления, учит анализировать информацию и принимать взвешенные решения».

О важности информационной стратегии и грамотной работе со СМИ также напомнил Андрей Арендаренко, главный редактор медиахолдинга «Кубань сегодня» и депутат городской Думы Краснодара, отметив значимость политического пиара и геотаргетированных кампаний в условиях цифровой конкуренции.

Андрей Нимченко, главный редактор газеты «Аргументы недели — Кубань», руководитель федерального Бюро журналистских расследований: «Любые законодательные инициативы, направленные на защиту деловой репутации граждан и компаний, на мой взгляд, оружие обоюдоострое и требует большой осторожности».

Заместитель главного редактора Коммерсантъ Кубань-Черноморье Михаил Волкодав отметил, что в медийной практике на фоне расследований и уголовных дел все чаще нарушается базовый принцип презумпции невиновности: «Я считаю, что общество должно развивать механизм репутационного баланса — возможность высказаться должна быть у обеих сторон, особенно у слабой».
Бизнес-эксперты и представители организаций предложили признать деловую репутацию нематериальным активом, требующим отдельной правовой защиты. Также обсуждались практики оценки и страхования репутационных рисков.

Анна Харитонова, главный редактор бизнес-медиа «Югополис», член Союза пиарщиков России, отметила трансформацию подхода к репутации в бизнесе: «Репутация сегодня — это не роскошь, а необходимость, не побочный актив, не расходный пункт, не просто имидж, а стратегический актив, от которого напрямую зависит капитализация, инвестиционная привлекательность и даже выживаемость бизнеса. Репутация уже не работа PR, а кросс‑функциональная задача: продукт, сервис, HR, операционные процессы, даже культура лидерства».

Виталий Коренюгин, пресс -секретарь «Союза дорожников Кубани»: «Предлагаю создать четкие правовые механизмы для защиты деловой репутации и регулирования информационного пространства: ввести законодательное определение репутации, установить стандарты для сферы общественных связей, предусмотреть временное блокирование недостоверных публикаций и обеспечить баланс между свободой слова и ответственностью за распространение вредоносной информации».

Представитель Ассоциации юристов России Павел Каленский отметил, что особенность мероприятия — в его междисциплинарности: «Это знаковое событие объединило бизнес, СМИ, ИТ и юристов. Мы услышали мнения из разных сфер, наметили пути взаимодействия. Надеемся, что это станет стартом для дальнейшей экспертной работы и подготовки законодательных изменений».

«Репутация — это основа бизнеса. В наших руках сделать так, чтобы компании, заботясь о своем добром имени, повышали качество продукта и сервиса, а не тратили ресурсы на борьбу с фейками в соцсетях», — добавила Мария Снурник, эксперт в сфере fashion и бьюти-индустрии, член Союза Пиарщиков России.

«Для себя я убедилась, что необходимо качественно выбирать инструменты продвижения своего бизнеса, уверена, что именно качественный пиар в этом может сыграть важную роль», — добавила Екатерина Медведь, дизайнер, член Союза пиарщиков России.

Святослав Медведев: «Сильная репутация — это не просто список достижений в резюме. Это целостный образ человека, которому можно доверять во всем. Инвестируя в свою личную репутацию, вы в долгосрочной перспективе укрепляете и репутацию профессиональную».

«Формировать деловую репутацию нужно не тогда, когда возникла угроза, а ежедневно — через действия, коммуникации и вклад в сообщество. В рамках «ОПОРЫ РОССИИ» мы создаем проекты, которые помогают предпринимателям развиваться и заявлять о себе», — подчеркнула Алина Малинина, член совета ККО «Опора России».

Елана Ковтун на заседании раскрыла проблему потребительского экстремизма в индустрии красоты и рассказала о решении данной проблемы при помощи внедрения цифровых технологий в бизнес при записи клиентов и при проведении процедур; важность сохранения деловой репутации для компаний и личного бренда, так как именно на правильно выстроенной репутации сточится долгосрочные отношения с клиентами».
Особое внимание уделили необходимости объединения усилий государства, бизнеса и профессионального сообщества. По итогам встречи будет сформирована инициативная группа для подготовки предложений на федеральный уровень.
Материалы заседания направят в профильные комитеты Госдумы и рабочие группы по цифровой повестке.
- Фотограф: Шеверева Анастасия
- Видеограф: Делгер Вероника
- Партнер «Цветочный бархат»