Стильный ИИ. Как нейросети меняют модную индустрию
Использование ИИ может принести мировой индустрии моды почти $300 млрд дополнительной прибыли, а еще — помочь справиться с ранее нерешаемыми проблемами
ИИ — моя сфера интереса. Я твердо уверен, что нейросети не заменят людей, но люди, использующие нейросети заменят тех, кто их не использует
Три четверти дизайнеров одежды, обуви и аксессуаров в мире используют ИИ для создания новых коллекций, рекламных компаний и общения с клиентами. Покупателям нейросети дают возможность подобрать модели, которые им действительно подойдут. К тому же искусственный интеллект способен создавать рекламные компании, включая фото- и видеосъемки без участия реальных моделей.
Меня зовут Кирилл Пшинник, я научный сотрудник Университета Иннополис и CEO онлайн-университета «Зерокодер». Меня интересует все, что связано с искусственным интеллектом и его возможностями. В этот раз я расскажу, как ИИ влияет на то, что мы носим сегодня и что будем носить в будущем.
От общения с клиентами до пошива одежды
По прогнозам экспертов, к концу 2025 года объем рынка ИИ в модной индустрии достигнет $1,77 млрд. Аналитики McKinsey полагают, что в ближайшие годы использование искусственного интеллекта принесет ей от $150 млрд для $270 млрд дополнительной прибыли.
Уже сейчас порядка 75% специалистов сферы моды используют ИИ-инструменты, в том числе для повышения уровня персонализации и общения с клиентами. А 73% покупателей ожидают, что бренды будут учитывать их вкусы при создании новых коллекций. ИИ, анализируя индивидуальный стиль, размер одежды и даже местоположение клиента, способен дать ему более точные рекомендации. В итоге при хорошо работающем персонализированном сервисе на базе нейросетей 56% покупателей готовы повторно приобретать новинки у внедривших ИИ брендов.
Также искусственный интеллект применяется на производстве одежды, обуви и аксессуаров. Роботизированная техника и компьютерное зрение на базе ИИ помогают точнее выполнять целый ряд задач — от непосредственного пошива до контроля качества и управления производственными расходами.
И, конечно же, искусственный интеллект помогает дизайнерам лучше улавливать тренды и создавать модели, максимально соответствующие ожиданиям покупателей.
Корейский эксперимент
Чтобы понять тенденции мира моды, а также узнать, какие модели, цвета, фасоны и аксессуары будут востребованы в следующем сезоне, ИИ чаще всего анализирует соцсети, а также данные о продажах в онлайн-магазинах. Точность прогнозов достигает 89%. Но это еще не все.
Ученые из Университета Пусана — профессор Юн Кен Ли и его ученик Чэхи Рю — предложили ChatGPT и DALL-E проанализировать данные о мужской моде до 2021 года и на их основе спрогнозировать, какие тренды должны были появиться в 2024 году. Нейросети сгенерировали 105 изображений с предполагаемыми модными новинками, при этом 68% из них были очень похожи на реальные коллекции сезона осень-зима 2024.
Авторы эксперимента отметили, что ИИ проще создать модели готовой одежды, чем работать с абстрактными идеями, к примеру, с тезисами о гендерной свободе. При этом он уже сейчас может помогать дизайнерам и модельерам в их работе. Важно только задать нейросетям качественный промт.
ИИ, фотосессии и новые формулы
ИИ не только открывает новые возможности для дизайнеров. Он меняет и модельный бизнес. Так, в 2025 году H&M объявил о новой рекламной кампании, в которой приняли участие не цифровые аватары, а не реальные модели. По заявлению компании, она получила согласие на использование их лиц. При этом в этот раз сокращать расходы не стали. Все модели получили полноценные гонорары.
H&M — далеко не единственный мировой бренд, использующий ИИ как в создании, так и в продвижении коллекций. В последние годы рекламные кампании с использованием нейросетей запускали Prada, Balmain, Mango, Levi’s и многие другие.
Компания L’Oreal также начала использовать ИИ для разработки новой продукции. С его помощью ее специалисты создают новые формулы средств по уходу за кожей.
Nike внедрил нейросети для ускорения разработки новых моделей, Zara и Chanel вместе с ИИ следят за трендами, а Adidas — разрабатывает уникальные кроссовки и оптимизирует их производство.
ИИ и виртуальные примерочные
Еще один способ внедрения ИИ в модную индустрию — создание виртуальных примерочных. Такие, к примеру, есть у бренда Gucci.
Уже сейчас нейросети способны создавать аватары покупателей в полном соответствии с их реальными параметрами. Это позволяет клиентам «примерить» понравившуюся одежду в режиме онлайн.
Виртуальные примерочные повышают лояльность аудитории к брендам, что способствует росту продаж и снижает количество возвратов. При этом открывать новые бутики, теряя деньги на аренде помещений, уже не требуется.
ИИ-решение старой проблемы
Помимо увеличения прибыли и сокращения расходов, ИИ решает одну из главных проблем модной индустрии. Ежегодно она накапливает более 84 млрд кг текстильных отходов, и 87% из них в итоге оказываются на свалках.
Благодаря ИИ были созданы новые подходы к решению вопроса. Теперь до 70% текстильных отходов отправляются на вторичную переработку. Это не только поддерживает идею циркулярной экономики, но и помогает брендам проявить заботу об окружающей среде.
ИИ и российские дизайнеры
Российские дизайнеры начали активно использовать ИИ еще несколько лет назад. Так, бренд Vsemayki с 2023 года создает с помощью нейросетей как новые принты, так и рекламные материалы. К осени 2025 года дизайнеры создали с помощью нейросетей более 1000 образцов для печати на футболках. Кстати, бренд был первым, кто запустил в полностью сгенерированную нейросетями рекламную компанию у нас в стране.
Собственного ИИ-стилиста создали в TJ Collection. Он взаимодействует с подписчиками соцсетей бренда, собирает о них информацию и помогает продвигать новые коллекции. Также компания использует ИИ в разработке дизайна обуви.
Виртуальные примерочные у нас тоже есть. К примеру, они появились на крупнейшей в России платформе для продажи модных новинок — Lamoda. Также ими обзавелись Dropp Market, Pye и другие.
Модная индустрия в поиске кадров
В России растет спрос на представителей креативных профессий, умеющих работать с ИИ. Еще в прошлом году число вакансий для дизайнеров с такими навыками, по данным Dang Bang Education, увеличилось на 212%. Тенденция сохраняется и в 2025-м.
По данным исследования, сейчас в России постоянно работают с ИИ 43% дизайнеров. Для создания принтов его используют 22%, а 25% — для разработки аксессуаров.
При этом зарплата у специалистов с навыками работы с нейросетями — на порядок выше рынка. По данным hh.ru, речь идет о 180-250 тыс. рублей в среднем по стране.
Стилисты будущего
Независимый эксперт по инновациям в ритейле и студент «Зерокодера» Борис Агатов сказал: «В эру генеративного ИИ персонализация превращается из простой подстановки товаров в глубокую работу с контекстом жизни клиента. Она перестает быть механическим подталкиванием к покупке и становится совместным творчеством».
Сложно выразиться точнее. На мой взгляд, будущее — не только за новыми нейропринтами или нейродизайнами. Вскоре стоит ожидать появления ИИ-ассистентов, способных выполнять роль виртуальных стилистов для каждого покупателя.
ИИ выводит индивидуальный подход как к созданию новых коллекций, так и к выбору подходящих моделей на принципиально новый уровень. Я не удивлюсь, если через несколько лет мы сможем не просто выбирать из большого ассортимента уже готовых товаров, а получим возможность составлять гардероб из вещей от известных брендов именно под себя. Это перестанет быть привилегией селебрити.
Процесс изменения модной индустрии неостановим, но он сталкивается с рядом серьезных вопросов. Главный из них — взаимодействие ИИ и человека. Как бы хорошо не рисовала программа, решение об окончательном образе новой коллекции все-таки будет принимать дизайнер. Искусственный интеллект и здесь не обойдется без живого специалиста.