Как изменилась российская фарминдустрия за последние годы: опыт ГЕРОФАРМ
Марина Рыкова, директор по стратегическому маркетингу ГЕРОФАРМ, поделилась мнением о том, как отрасль фармацевтики адаптировалась к новым реалиям
С 2015 года — заместитель генерального директор ГЕРОФАРМ. Принимает активное участие в разработке и реализации социальных проектов по поддержке пациентов с сахарным диабетом.
Марина, как российская фармацевтическая отрасль отреагировала на изменения в экономических условиях после 2022 года?
Весна 2022 года стала для России периодом серьезных изменений, вызванных введением санкций и осложнением внешнеэкономической деятельности. Однако фармацевтическая отрасль оказалась готовой к таким вызовам. Благодаря госпрограмме «Фарма 2020» была выстроена стратегия импортозамещения и лекарственного суверенитета, появились производства полного цикла, инфраструктурные объекты, а также создаются собственные инновационные продукты. Например, нам удалось разработать и выпустить в продажу Семавик и Семавик Некст на основе семаглутида — биоэквивалентные аналоги зарубежного Оземпика.
Таким образом, объем фармрынка России, по данным DSM Group, в 2022 году составил 2,573 млрд рублей, что на 11,9% выше, чем показатель 2021 года. А за период с января по ноябрь 2024 года, по информации аналитической компании RNC Pharma, объем розничного сегмента фармацевтического рынка в стране достиг отметки в 1,48 трлн рублей, что на 16,6% выше показателей аналогичного периода 2023 года.
Компания ГЕРОФАРМ еще в 2011 году открыла собственный R&D-центр и занимается полным циклом разработки социально значимых препаратов — как инновационных, так и дженериков и биоаналогов. Принцип полного цикла предполагает, что мы разрабатываем и производим препараты самостоятельно, начиная с активной фармацевтической субстанции и заканчивая готовой формой и упаковкой. Это позволяет нам обеспечивать лекарственную безопасность российских пациентов.
В конце 2023 года ГЕРОФАРМ зарегистрировал аналог нашумевшего во всем мире препарата «Оземпик»? Как оцениваете спрос на российском рынке?
По данным RNC Pharma, в 2024 году россияне купили более 1 млн упаковок препарата «Семавик». Компании ГЕРОФАРМ принадлежит почти 65% отечественного рынка семаглутидов. Согласно отчету DSM Group, «Семавик» вошел в топ-3 брендов лекарственных препаратов по объему аптечных продаж в РФ. Так, что спрос высокий и он будет расти дальше.
С какими вызовами столкнулась отрасль в новых условиях?
Полностью уйти от импорта пока невозможно, и зависимость от зарубежных компонентов все еще сохраняется. Производство субстанций, комплектующих, оборудования и упаковки требует адаптации. Мы проделали масштабную работу по перестройке логистических цепочек, чтобы обеспечить непрерывную поставку жизненно необходимых препаратов.
До февраля 2022 года мы в основном работали с партнерами из США и ЕС, но сейчас сместили фокус на сотрудничество с Азией. Например, активно взаимодействуем с поставщиками из Южной Кореи, КНДР и Индии.
Что вы можете сказать о перспективах отечественной фармацевтики?
В последние годы российские пациенты стали больше доверять отечественным препаратам. Если раньше к дженерикам относились с опаской, то сейчас каждый новый продукт укрепляет уверенность врачей и пациентов. Согласно опросу, проведенному в июне 2024 года аналитическим центром НАФИ, 78% россиян доверяют отечественной фармацевтической продукции.
Какие направления для компании ГЕРОФАРМ являются ключевыми?
Помимо активной работы на российском рынке, мы развиваем международное сотрудничество. Наша компания экспортирует препараты в 14 стран ближнего и дальнего зарубежья. Одним из приоритетных направлений стал проект в Венесуэле, где мы поставляем генно-инженерные инсулины с 2019 года.
Кроме того, планируем локализовать производство в Казахстане, Беларуси и Азербайджане. Недавно компания вышла на рынок Марокко, а к 2026 году мы планируем наладить производство в Венесуэле.
Какие у компании планы на ближайшее будущее?
Мы продолжаем разработку препаратов. Сейчас ГЕРОФАРМ также работает над препаратом аналогом американского средства для похудения на основе тирзепатида. Его выход на рынок состоится в 2025 году.
Помимо препаратов от ожирения, ГЕРОФАРМ разработал и уже начал клинические исследования инновационного инсулина сверхдлительного действия с частотой использования один раз в 7 дней. Это будет первый и единственный инсулин в мире с недельным профилем — вывод продукта на рынок в случае успешности испытаний планируется в 2028-2029 году.
Российская фармацевтическая отрасль действительно вступила в новую эпоху, и мы уверенно движемся вперед, наращивая производственные мощности, разрабатывая новые препараты и закрывая потребности наших пациентов.