Кирилл Жуков: «В России идет новая индустриализация»

Почему в России активно развиваются промышленные проекты и почему за производственными стартапами — будущее

Кирилл Жуков
Партнер по развитию УК «СК Промкапитал»

Курирует развитие УК «СК Промкапитал», занимается поиском перспективных инвестиционных проектов, взаимодействием с госорганами, финансовыми партнерами, общественными и научными организациями и СМИ.

Еще пару лет назад почти все идеи стартапов относились к сферам информтехнологий и искусственного интеллекта. Производственные стартапы встречались относительно редкостью. С тех пор ситуация ощутимо изменилась: сегодня каждый четвертый стартап в России именно производственный. Это логично: люди понимают, что для развития промышленных проектов сейчас лучшее время. Не только потому, что многие зарубежные игроки местный рынок покинули, оставив тем самым пространство для развития российским разработчикам. Это важный, но не главный фактор. На мой взгляд, принципиальная разница между ситуацией прямо сейчас и два-три года назад в том, что сейчас в нашей стране полным ходом идет новая индустриализация. И развивается этот процесс стремительно. Что-то возрождается, трансформируется, но создаются и совершенно новые индустрии. 

Самый наглядный пример — производство беспилотных летательных аппаратов. Современный БПЛА — это сложнейшее высокотехнологичное интегрированное устройство. Чтобы организовать серийную сборку беспилотников, нужно до этого наладить серийное производство датчиков, двигателей, аккумуляторов, корпусов и прочей оснастки. Так у нас на глазах появляется новая отрасль. В Ижевске, например, уже три бывших торгово-развлекательных центра перепрофилировали под производство БПЛА. В СМИ проходила информация, что два из этих ТРК раньше были производственными цехами. Если так, то это замечательная иллюстрация происходящего сегодня в России. В 90-х мы пережили деиндустриализацию, когда производства закрывались и их площади часто отдавали под торговлю. Сегодня пошел обратный процесс. Как его называть — «новой индустриализацией», реиндустриализацией или как-то еще —  вопрос второстепенный. Важно, что этот процесс в жизни страны присутствует и в немалой степени определяет перспективный профиль государства. Ведь именно новые отрасли дают России шанс на полноценное возрождение в качестве технологического лидера. Гораздо легче возглавить гонку, в которой никого не нужно догонять, где ни у кого нет ранее завоеванного значительного преимущества.

Какова роль бизнеса в этом процессе индустриализации? Мы видим свою роль в том, чтобы сформировать уникальную среду для инноваторов, где они смогут воплотить свои идеи с комфортом. Это не самая обычная характеристика для инновационного процесса, но мы считаем комфорт существенным параметром. Имеется в виду комфорт реализации проекта для его инициаторов. Недостаточно просто оценить проект и инвестировать в него: секрет успеха в том, чтобы сопровождать его на всех этапах. Типичная сложность реализации отечественных стартапов в том, что их инициаторы — часто это ученые —  не всегда умеют эффективно взаимодействовать с представителями «внешней среды»: с заказчиками, госорганами, финансистами. Порой их отпугивает любая бюрократия, они хотят заниматься только своим любимым делом. В целом это объяснимо: далеко не всякий изобретатель одновременно является хорошим администратором и бизнесменом. И это тонкое место для очень многих стартапов. И здесь управляющая компания должна взять на себя не только решение организационных вопросов, связанных с постановкой изделия в производство, но и всю коммуникацию с госорганами и заказчиками. Только тогда инноватор сможет, говоря образно, посвятить себя чистому творчеству. Вот поэтому используется термин «комфорт».

Потенциальным и существующим стартаперам хочу дать совет: пытайтесь «продать» свой проект сейчас. На потом не откладывайте. Потому что сегодня для промышленных внедрений конъюнктура идеальна: спрос на инновации огромен, денег в промышленном секторе много, а хороших проектов по-прежнему мало. Конечно же, ситуация меняется к лучшему, для этого много делается и на уровне государства, и на уровне промышленных конгломератов. Но пока рынок инноваций далек от насыщения. Значит, нужно делать еще больше: нужна наглядная агитация, выражаясь терминами их недалекого прошлого. Нужно больше ярких примеров — успешных флагманов, которые были бы на виду. Ведь промышленные стартапы обычно развиваются не на глазах у публики, а где-то в информационной глубине, так как это не B2C проекты. И в результате про них мало кто знает. Хотя ярких историй там хватает. Например, Evolink — производитель ветеринарных фармпрепаратов. УК «СК Промкапитал» помогла стартапу доработать продукт, выйти на рынок, запустить производство и наладить промышленное применение собственных вакцин и лекарственных препаратов, за два года выручка компании выросла с 8 млн рублей до 250 млн.