РП-ИНТЕГРАЦИЯ 18 октября 2024

12 неологизмов цифровой экономики: краткий обзор новых терминов

Мир становится цифровым. Информационные технологии проникли во все сферы деятельности. В данном статье разберем xTech термины

Фархад Баширов
Основатель и руководитель компании-разработчика «РП-Интеграция»

Основатель software-проектов для автоматизации организаций. Опыт работ в компаниях: Huawei, Alcatel, Cisco. Высшее образование СибГУТИ (г. Новосибирск) — «программное обеспечение» и «экономика»

В мире постоянно возникают различные концепции и идеи, которые воплощаются в решения, формирующие целые отрасли. Основной современного времени становятся цифровые технологии. Стремительное развитие новых ниш и отраслей порождает новые неологизмы, т.е. новообразованные термины. Последние годы в СМИ с завидной частотой появляются новости об инвестициях в очередной стартап, сфера деятельности которого определяется словосочетанием сегмента и приставки tech. В итоге появились такие отрасли, как появились fintech, govtech, regtech, agrotech, edtech, healthtech и другие. Остановимся подробнее на каждом из них.

12 неологизмов цифровой экономики: краткий обзор новых терминов
источник freepik.com

 FinTech (финансы + технологии). Возможно, это самый известный термин от английских слов finance и technology. Данный термин применяется для проектов, которые трансформируют финансовые и банковские услуги, применяя идеи с использованием цифровых технологий. Финтех охватывает спектр решений: способы оплаты, принятие решений на основе данных, обслуживание клиентов, персонализированные услуги на основе искусственного интеллекта.

GovTech (государство + технологии), образуется от английских слов government и technology. Данное направление включает государственные продукты и сервисы, которые используют новые технологии. Основным пользователем данных сервисов являются граждане. Назначение GovTech — улучшение качества и повышение скорости оказываемых услуг гражданам и повышение эффективности государственных органов. GovTech поднимает отношение «гражданин — государство» на новый уровень и укрепляет доверие.

RegTech (регулирование + технологии), образуется от английских слов regulatory и technology. Новый сегмент, включающий в себя технологические инструменты контроля соблюдения нормативных требований, оптимального анализа рисков, связанных с финансовой стабильностью, а также обеспечения защиты потребительских данных. Это достигается за счет автоматизации ручных процессов и тщательного анализа информации, что также позволяет формировать последовательные отчеты для улучшения процессов принятия бизнес-решений. RegTech предлагает: решения для управления данными; решения KYC (знай своего клиента); решения AML (борьба с отмыванием денег); решения для налогового менеджмента; решения по управлению рисками и т.п.

PropTech (недвижимость + технологии), образуется от английских слов property technology — технологии недвижимости. Сектор недвижимости является одной из консервативных областей экономики, но цифровые технологии принесли новые решения для покупки и продажи жилья, для строительства и управления недвижимостью и технологии виртуальной и дополненной реальности.

InsurTech (страхование + технологии). Это собирательное название использования современных технологий в страховой отрасли. Слово InsurTech включает английские слова Insurance и Technology. InsurTech использует технологию для преобразования страхового сектора, упрощая способы создания полисов и управления ими, предлагая персонализированные страховые продукты, основанные на персональных профилях риска.

LegalTech (право + технологии). Слово LegalTech включает два английских слова legal и Technology. Данный термин включает сервисы для юристов, которые оптимизируют их рабочие процессы и помогают структурировать необходимую доказательную базу для судебных разбирательств. С помощью legaltech юристам проще составлять договоры, формировать документы и отслеживать изменения законов.

EdTech (образование + технологии) от англ. Education technology — технологии образования. Это решения, которые применяют цифровые технологии для любых процессов обучения. Под EdTech обычно понимают все, что связано с онлайн-образованием, например это онлайн-курсы. EdTech делает обучение современным, более быстрым и удобным для пользователей подобных сервисов.

FoodTech (еда + технологии). Фудтех (от анг. food — еда и technologies — технологии) — это сфера цифровых решений  для сервисов, связанных с продуктами питания,  начиная от доставки или заказа столика в ресторане до 3D-принтеров еды. Родоначальниками сектора стали сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов, активное использовавшие для сбора заказов глобальную сеть и мобильные приложения. Фудтех — это проекты, включающие цифровые технологии для создания самого продукта и обслуживания.

AgTech (cельское хозяйство + технологии), образуется от английских слов agriculture и technologies. Данные цифровые решения применяются для улучшения эффективности деятельности в сфере сельского хозяйства. Современные сельскохозяйственные предприятия применяют технологические достижения, включая датчики, устройства, машины и информационные технологии. Эти устройства и сельскохозяйственные и роботизированные системы позволяют предприятиям быть более прибыльными, эффективными, более безопасными и более экологичными.

RetailTech (розничная торговля + технологии), образуется от английских слов retail и technologies. Данный сегмент технологий позволяет ритейлерам усиливать конкурентоспособность по четырем четырех категориям: удобство, цена, размеры и скорость. Инструменты помогают сбалансировать ассортимент товаров, управлять заказами и проводить мониторинг цен. Решения отслеживания клиентов контролируют уровень удовлетворенности клиентов и способствуют повышению их лояльности. На уровне руководителей RetaiTech помогает в планировании и принятии решений. Специализированное программное обеспечение для интеллектуального анализа больших данных принимает решения о запасах, ценах и маркетинге. RetailTech включают следующие категории решений: системы видеоаналитики для опознавания посетителей и подсказок им с помощью проекционных экранов потенциально интересных товаров; технологии освещения — помогают клиенту фокусироваться на определенных товарах; нейромаркетинг — настраивают правильные освещение, звук и запах (создают brand sense); системы датчиков «умной упаковки», электронных ценников помогают лучше управлять товарным запасом в торговом зале; технологии и средства обучения, включая роботизацию и виртуальную и дополненную реальность, а также быстрый доступ к информации на рабочих гаджетах — повышают эффективность работы персонала; мобильные приложения информируют пользователей об акциях, новостях и о статусе нахождения товара и о самом товаре; технологии оплаты при помощи QR-кода и кассы самообслуживания — для сокращения очередей.

HealthTech (здоровье + технологии). Данный термин включает английское слово health (здоровье).  HealthTech включает в себя технологические медицинские продукты и сервисы. Данные технологии включают фармацевтические препараты, устройства, процедуры и организационные системы, используемые в индустрии здравоохранения, а также компьютерные информационные системы. Данный сегмент тесно связанны с биотехнологией, также healthech решения ориентированы на оптимизацию ухода за пациентами. К таким решениям относятся: приложения для приема пациентов; носимые устройства с датчиками для мониторинга и сбора данных о жизненно важных показателях пациентов; облачные медицинские карты; приложения, которые помогают пациентам подготовиться к хирургической процедуре; видеоигры, которые помогают сделать посттравматическую реабилитацию более терпимой; использование искусственного интеллекта для раннего выявления заболеваний и другое.

AdTech & MarTech (реклама & маркетинг + технологии). Данный термин включает английские слова advertisement (реклама) и marketing (маркетинг). Adtech и Martech относятся к инновационным решениям рекламной и маркетинговой отрасли, которые включают в себя программное обеспечение и технические решения для планирования и проведения рекламных и маркетинговых кампаний. В настоящее время adtech и martech решения являются ключевыми инструментами роста бизнеса и доходов. Основой Martech решений являются: платформы контент-маркетинга; сервисы для маркетинга по электронной почте; платформы автоматизации маркетинга; инструменты специализированной цифровой аналитики; программное обеспечение для управления социальными сетями; платформы данных клиентов. Аdtech включает в себя: программные рекламные решения; системы управления тегами; сервисы закупки интернет-рекламы; рекламные биржи/сети/серверы; платформы управления данными.

Приведенный выше список xTech направлений не окончателен. Цифровизация мира продолжается и мы должны быть готовы к постоянным переменам и новым терминам и определениям, которые шаг за шагом меняют правила и уклад жизни.