Системы оповещения в России: между санкциями и безопасностью
В России растет спрос на системы оповещения. Как на рынок повлияли санкции и возможно ли полное импортозамещение в этой сфере
20 лет работы в сфере ИТ.Founder/CEO в SDS Fusion. Обеспечил физическую защищенность сотен объектов в сфере образования, здравоохранения,объектов Росатома, нефтегазового и промышленного сектора.
Санкции и импортозамещение
До 2022 года основной объем компонентной базы для производства микроэлектроники в России поставлялся из-за границы. И хотя доля поставок из Европы и США снизилась, ранее приобретенные системы зарубежного производства поддерживаются за счет параллельного импорта. Правда, из-за параллельного импорта и нарушения логистических цепочек цены на оборудование и сроки поставок значительно увеличились. Так, если раньше компоненты и телекоммуникационное оборудование доставлялось за 6-8 недель, то сейчас сроки доходят до 6-8 месяцев. В итоге российские компании вынуждены закупать впрок и делать прогнозы по ремонту и апгрейду на более длительный период. При этом сроки устаревания телекоммуникационного оборудования остались прежними — 3-5 лет. Как следствие, закупка впрок требуется больших трат, логистика и курс валюты отражаются на конечной цене и за все платит конечный потребитель.
Если говорить о системах оповещения (противопожарное оборудование, объектовые системы оповещения о ЧС, системы оповещения и управления эвакуацией, оборудование радиофикации и другие), то следует понимать, что российские производители телекоммуникационных решений сильно зависимы от Тайваня и Китая в части процессорных чипов. То есть полное импортозамещение в этой сфере пока невозможно. Многие производители, как и раньше, просто переклеивают шильдики.
В то же время есть сегменты, где российские производители систем оповещения добились успехов. Например, в решении локальных задач, которые тоже могут быть весьма масштабными. Примером могут служить локальные системы оповещения (ЛСО). Такие системы создаются на опасных объектах — химических, атомных, гидротехнических и т.п. Задача таких систем — оповестить всех людей непосредственно на объекте, а также далеко за его пределами. Для этого строится сложная инфраструктура передачи звуковых сигналов по линиям связи, устанавливаются громкоговорители различных типов и мощностей. Здесь должна быть возможность выбора зон оповещения. В других случаях заказчики обходятся системами, которые предназначены для оповещения о ЧС и антитерроре, организации спортивных мероприятий, утренних построений, проведении массовых мероприятий в помещении и на улице. Эти, казалось бы, тривиальные задачи на объектах можно решить при использовании не очень сложных систем.
Что интересно, функционал систем оповещения может расширяться за счет использования других программных и программно-аппаратных средств. Ответственные на объектах нередко сами озвучивают пожелания к получению более расширенного функционала таких систем: немедленная запись и сохранение переданного сигнала с возможностью его повторного воспроизведения, функции обратной связи, автоматическое оповещение ответственных лиц, передача сигналов на соседние объекты и проч.
Большим подспорьем здесь, несомненно, является разработка более совершенного программного обеспечения. Хорошим примером может служить операционная система на персональных компьютерах. От версии к версии операционной системы повышаются требования к аппаратному обеспечению, однако программная часть нередко может работать и на существующей аппаратной платформе. Разработка улучшенных механизмов по защите данных, добавление функциональных возможностей помогает решить задачи и удовлетворить возникающие потребности рынка. И это, на мой взгляд, отчасти решает проблему санкционных ограничений.
Спрос рождает предложение
Объем рынка систем оповещения растет последние 10 лет, а с 2022 года этот тренд только усилился. Первым качественным шагом к этому росту я бы отметил Указ президента Владимира Путина «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» в 2012 году. А в 2023 году президент поручил рассмотреть вопрос о совершенствовании систем оповещения о ЧС.
Спрос рождает предложение, и в последние годы на рынке появилось много компаний, занимающихся внедрением систем оповещения на объектах. Однако не всегда количество переходит в качество. И большой проблемой для клиентоориентированных и технологичных компаний является демпинг со стороны некомпетентных, недобросовестных компаний и индивидуальных предпринимателей. Ярчайшим примером является рынок построения систем противопожарной защиты (в том числе и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре). Еще более плохая и болезненная обстановка на рынке технического обслуживания систем противопожарной защиты и оповещения. Демпинг на уровне 60-90% от начальной цены уже не вызывает удивлений. Однако единственное, что должны понять заказчики и государство — невозможно проводить качественное и полноценное поддержание работоспособности (с заменой комплектующих, выполнением полного комплекса работ квалифицированными специалистами) практически за бесплатно. Мое рациональное предложение — внести законодательные требования и ограничения для компаний, которые выбрали своей сферой профессиональной деятельности обслуживание систем безопасности на объекте. И если заказчики из коммерческих организаций еще могут повлиять на выбор исполнителя, то с государственными закупками данных услуг все обстоит крайне плохо. В 44-ФЗ следует внести поправки и сделать ссылку на реестр услуг и работ, которые будут дополнительно контролироваться государственными органами. Эта мера позволила бы уменьшить количество случайных исполнителей и серьезно повысила бы безопасность и квалификацию специалистов, а также самих заказчиков. Повышение осведомленности ответственных на объектах, постоянное обучение и регулярная проверка знаний непременно сделает наше общество более прогрессивным, идейным, а обстановку безопасной.
Идеология безопасности
Правительство РФ регулярно вносит изменения в нормативные акты, законодательство ужесточается. Увеличивается количество проверок, выдаются предписания собственникам объектов на немедленное приведение объектов в соответствие с требованиями безопасности МЧС и Росгвардии.
Это, безусловно, положительный тренд, однако считаю, что проверок и требований недостаточно. Нужны реальные более серьезные действия. Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности, и здесь приходят «на помощь» штрафные санкции и уголовная ответственность. Но не менее действенным способом являлось бы формирование идеологии безопасности в нашей стране.
По данным МЧС России, за пять месяцев 2024 года в пожарах погиб 3791 человек — гибель снизилась на 4%. Еще 3709 травмированы, почти столько же, сколько за аналогичный период прошлого года. При этом почти 90% от всех трагедий произошли в жилье. Несмотря на положительную динамику, смертность от дыма и огня в России остается почти в 2,5 раза выше, чем в среднем в мире, и одной из самых высоких в Европе, свидетельствуют данные Института измерения показателей и оценки здоровья (IHME).
Поэтому ключевым фактором является осознанный подход в защите своей жизни каждого человека. Ответственные за безопасность на объекте должны проводить регулярные тренировки людей, которые находятся на объекте, объяснять правила эвакуации, правила поведения на тех или иных объектах, как следует обращаться с огнем, материалами, жидкостями, которые могут легко воспламеняться. У каждого человека должна быть «мышечная память» на то, как действовать при возникновении подобных угроз. Только наличие теоретических знаний не дадут должного эффекта. При стрессовой ситуации человек может впасть в ступор, что вероятнее всего приведет к трагическим последствиям. Регулярная практика в тренировках существенно снизит панику и повысит организованность при эвакуации.