Экосистемы и ИБ-сервисы станут основными драйверами выручки телеком-рынка
Операторы прогнозируют стабильный рост российского телеком-рынка в ближайшие 5 лет
В последние годы российская телеком-индустрия претерпела множество изменений, начиная от поиска новых источников доходов вне отрасли и заканчивая необходимостью быстрого импортозамещения иностранного ПО. В рамках мероприятия NexSummIT 2024 компания Nexign (Нэксайн) провела исследование текущего состояния телеком-рынка России. Его цель — узнать мнение отраслевых экспертов о настоящем и будущем отечественных телеком-компаний, оценить перспективные технологии и уровень импортозамещения в их ключевых ИТ-системах и сетях. В опросе приняли участие представители крупнейших операторов связи России и стран СНГ: Беларуси, Узбекистана и Таджикистана. Участники включали топ-менеджеров: ИТ-директоров (40%), директоров, отвечающие за развитие розничного и корпоративного бизнеса (37%), а также руководителей департаментов эксплуатации сети (17%).
Стабильный рост телеком-рынка продолжится
По результатам опроса операторы оптимистично настроены относительно будущего телеком-отрасли в России. Большинство респондентов (57%) прогнозируют ежегодный рост рынка на 5-10%, а 30% ожидают более чем 30% рост в ближайшие пять лет.
Операторы также выделили основные драйверы роста выручки в ближайшие пять лет. Согласно исследованию Nexign, они включают экосистемные предложения на базе телеком-услуг и партнерских сервисов, сервисы информационной безопасности и борьбы с мошенничеством, а также комплексные предложения для бизнеса. Выручка от B2B-направления в телекоме активно растет не только в России, но и за рубежом. Ожидается, что она будет увеличиваться примерно на 15% ежегодно и достигнет $181,35 млрд к 2030 году. B2B-предложения обычно включают услуги связи, облачные сервисы, решения для кибербезопасности, аналитики данных и рекламы.
«В развитии партнерских отношений с корпоративными клиентами и государственными заказчиками МегаФон ПроБизнес опирается на свой 30-летний опыт, тренды рынка и индивидуальные запросы клиентов. Бизнес в России стал более зрелым с точки зрения цифровизации, готовым к технологической трансформации, что подтверждает наша статистика спроса на услуги и динамика выручки в B2B. Положительная динамика будет сохраняться, операторы будут увеличивать портфели своих цифровых сервисов, расширяя их функциональность и применимость для самых разных задач», — прокомментировала директор по развитию корпоративного бизнеса МегаФона Наталья Талдыкина.
С точки зрения вызовов отрасли, 73% респондентов назвали дефицит кадров самым важным негативным фактором, оказывающим влияние на их бизнес. Такое мнение неудивительно: нехватка высококвалифицированных специалистов, особенно в сфере ИТ и кибербезопасности, — одна из ключевых проблем операторов связи в последние несколько лет. Для ее решения компании используют различные стратегии, включая значительное увеличение зарплат и автоматизацию разработки софта, аналитики данных и тестирования с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Санкционные ограничения (47%) и, как следствие, дефицит телеком-оборудования и рост цен на него (43%) — следующие по значимости проблемы, обозначенные респондентами.
Уровень импортозамещения в системах операторов не равномерен
Респонденты отметили довольно высокий уровень импортозамещения биллинговых систем в их компаниях: по 23% участников исследования оценили его на 5 и 7 баллов по шкале от 0 («ничего не замещено») до 10 («замещение более чем 90%»). Также 7% опрошенных, которые включали и операторов из большой четверки, оценили уровень импортозамещения на 10 баллов.
В сфере импортозамещения ядра сети ситуация сложнее. Большинство респондентов (23%) оценивают его на 1 балл по шкале от 0 до 10. Ни один оператор не выбрал вариант «ничего не замещено» и «замещено более 90%». Такое мнение отражает ситуацию с импортозамещением в отрасли: сначала компании старались заместить наиболее востребованные системы, ушедшие с рынка, поддержать эффективность и непрерывность бизнес-процессов. Теперь же отечественные вендоры концентрируются на более специализированном ПО, которое требует высокой экспертизы и больше времени на разработку. Сюда относится ПО для ядра сети — здесь уже есть первые подходы, на рынке появляются российские решения и сформирована дорожная карта.
Исследование Nexign также показало, что операторы не верят в возвращение иностранных телеком-вендоров. 43% респондентов считают, что ушедшие компании сделают попытку вернуться, но рынок уже будет занят альтернативными отечественными решениями. С учетом темпов роста рынка отечественного ПО и оборудования для телеком-отрасли, а также требований регулятора к импортозамещению, такой ответ не удивителен.
«Высокий уровень импортозамещения BSS, который показало наше исследование — это заслуга того, что в России есть сильные вендоры с многолетней историей. Конечно, работа в этой области еще есть, но она касается не самих биллинговых систем, а замены системного ПО, о котором все сейчас говорят — СУБД, операционных систем, — то есть, полной локализации внедрений. В области ядра сети ситуация другая: здесь большинство операторов до сих пор используют комплексные решения от тех же Huawei и Oracle. Как субъекты критической инфраструктуры, операторы понимают, что регулирование в области импортозамещения в ближайшее время будет усиливаться. Поэтому мы постоянно находимся в контакте с отраслью, обсуждаем с ведущими игроками рынка их потребности в зоне нашей экспертизы — BSS-систем и решений для монетизации сети, — чтобы обеспечить плавную и бесперебойную миграцию на российские продукты», — комментирует Сергей Карпов, коммерческий директор Nexign.
Телеком также делает ставку на ИИ
Среди топ-3 ключевых технологий, которые окажут наибольшее влияние на ИТ-стратегию их компаний в ближайшие 5 лет, операторы выделили традиционный ИИ, включая машинное обучение и предиктивную аналитику (50%), генеративный ИИ (40%) и микросервисную архитектуру (37%). Интересно, что технологии OpenRAN, активно продвигаемые ведущими вендорами телеком-оборудования на международном рынке, вызывают у российских операторов наименьший интерес — только 3% опрошенных выбрали этот пункт.
Ожидаемо, что наиболее перспективными сценариями применения генеративного ИИ в телеком-бизнесе большинство респондентов (77%) считают кейсы для поддержки клиентов в формате чат-ботов и ИИ-помощников copilots. Также операторы планируют использовать генеративный ИИ для решения задач, связанных с операционной поддержкой бизнеса — например, для автоматизации HR-функций и работы с договорами.
Развитие 5G в России неоднозначно
5G — одна из главных технологий телеком-индустрии, но она не вошла в топ-3 драйверов российского рынка в ближайшие 5 лет. Кроме того, мнения операторов о перспективах развития 5G в России разделились. Большинство опрошенных (43%) верит, что запуск 5G поможет сформировать новые источники прибыли, но 30% респондентов сомневаются в том, что пятое поколение связи станет существенным драйвером новой выручки.
При этом операторы в основном уже инвестируют в сети 5G: исследуют рынок, закупают оборудование и даже запускают пилотные проекты. Согласно отчету Mobile Economy от GSMA, в 2024 году 585 операторов в 175 странах вкладывают деньги в 5G-технологии, а 49 операторов уже запустили 5G SA. Сегодня 5G составляют более 1,6 млрд (18%) подключений во всем мире — к 2030 году эта цифра достигнет 56%, а вклад 5G в мировую экономику составит $930 млрд.
«Пятое поколение сетей обеспечивает гораздо более высокую скорость мобильной передачи данных, а также имеет гораздо большую емкость. Благодаря технологии сегментации сети известной как слайсинг операторы смогут реализовать новые сервисы, например, обеспечить гарантированное качество связи для бизнеса или отдельных групп розничных клиентов — геймеров, блогеров, людей, работающих удаленно. Сети 5G уже находятся в коммерческой эксплуатации у наших соседей в странах СНГ, где используются в том числе и российские разработки: например, недавно Nexign и Ucell, ведущий телеком-оператор в Узбекистане, одними из первых в этой стране завершили тестирование сети 5G Standalone. Поэтому, запуская 5G в России, мы — операторы и вендоры — сможем опираться на положительный опыт тех стран, которые уже используют эти технологии для генерации новой выручки», — комментирует Сергей Сосин, руководитель группы продуктового менеджмента Nexign.
Как показало исследование, российский рынок телекоммуникаций продолжает динамично развиваться. Nexign регулярно следит за трендами телеком-рынка и учитывает их в формировании дорожной карты портфеля продуктов.