Евгений Зеленов: «Архитектура должна работать на человека»
Интервью с новым креативным директором Генпро Евгением Зеленовым о профессии архитектора и значимых проектах
Евгений работает в архитектурно-дизайнерской отрасли более 12 лет. Politecnico di Milano University со степенью магистра.Проходил практику в университете Manchester School of Architecture
Генпро существует на рынке проектирования уже более пятнадцати лет. За это время компания вошла ТОП-3 генеральных проектировщиков и продолжила освоение новых направлений в отрасли.
Желание влиять на внешний облик города через собственное архитектурное видение сподвигло Генпро создать архитектурную мастерскую внутри компании.
Так, три года назад в компании Генпро появилась креативная мастерская, возглавил которую Энди Сноу. Затем, Генпро пошло нестандартным для российских бюро путем, открыв вторую креативную мастерскую под руководством члена АрхСовета Москвы Дмитрия Сухова.
Компания растет и развивается, появляется все больше уникальных проектов, и совсем недавно Генпро объявило об открытии третьей мастерской, креативным директором которой стал Евгений Зеленов — ранее главный архитектор и руководитель меta-лаборатории Генпро.
Евгений, что поменяется в вашей работе в связи с новым назначением и как вы сами воспринимаете новую ступень своей карьеры?
Роль креативного директора позволяет создать собственную креативную мастерскую, а для меня это всегда было важно. Креативная мастерская дает возможность предлагать уникальные решения, отражающие личность архитектора и компании, по-своему адаптировать процессы, наладить технологические связи, чтобы в комфортной среде команда могла создавать нетиповые архитектурные решения. А дальнейшая задача — развитие этой мастерской. Хочется вместе с компанией вывести ее на международный уровень, строить проекты по всему миру и делать их уникальными, как с точки зрения формы и структуры, так и реализации.
Генпро действительно предлагает возможность роста и достаточно быстрого развития, если ты выдаешь результат.
Расскажите немного о своем пути с самого начала. Кем вы хотели стать в детстве? И в какой момент приняли решение стать архитектором?
То, как я пришел к архитектуре, достаточно необычно. Несмотря на то, что у меня достаточно творческая семья, дедушка — архитектор, мама — флорист-дизайнер, папа связан с музыкой. При этом никто никогда меня не заставлял создавать этот элемент «династии» и заниматься архитектурой.
Забавно то, что в детстве я хотел быть математиком и искренне верил, что у меня это получится. Как выяснилось позже, математика, увы, совсем не мое! К архитектуре я пришел уже в более сознательном возрасте, но в то же время я будто подсознательно всегда этого и хотел, и стремился к этому.
Когда мне было 13 лет, моя бабушка заметила как я рисую и предложила мне пойти в художественную школу. Учился на тот момент я в гимназии в классе с химико-математическим уклоном, с фокусом на МГУ и Баумана, и эта учеба давалось мне достаточно сложно. Именно поэтому, когда по окончании 9 класса бабушка предложила мне перейти в архитектурный колледж, я с радостью согласился.Там я наконец увидел, что же такое настоящая архитектура, она влюбила в себя и после этого, конечно, я хотел заниматься только архитектурой.
Я считаю, что самое сложное в современной жизни — это найти то, чем ты по-настоящему хотел бы заниматься. Как только ты получаешь это, жизнь становится значительно проще.
Вы учились на Кипре, в Италии и в Великобритании, почему решили работать в России, Москве? Существуют ли принципиальные различия в подходах к архитектуре в России и за рубежом?
Мое возвращение в Россию связано глобально с двумя вещами — во первых, Москва — уникальный город. Для меня он идеален как с точки зрения архитектуры и урбанистики, так и с точки зрения жизни. А во вторых, несмотря на то, что мне нравилось жить, учиться и работать за границей, мне не хватало моего родного города — все таки я родился и вырос в Москве.
Различия между подходами к проектированию и архитектуре, в мышлении безусловно заметны. Всем будущим архитекторам я бы рекомендовал: если есть возможность, попробовать учиться как в России, так и за границей, чтобы иметь комплексное техническое и более креативное образование. Это позволит создавать архитектуру повсеместно, по-разному ее понимать и интегрировать, а также настраивать под разные параметры.
Евгений, вы прошли большой путь в Генпро. Каким был ваш первый проект в этой компании?
Свой первый проект в компании я помню и до сих пор им горжусь, потому что, по-моему, он отлично получился. Он был создан для того, чтобы проанализировать потенциал участка — это распространенная практика для застройщика для того, чтобы понять, какие ТЭПы могут выйти.
Это было офисное здание недалеко от метро Улица 1905 года. Получилось в духе Дэвида Чипперфильда, минималистичным и очень симпатичным. Реализован он не был, так как участок оказался слишком маленьким для застройщика, и все же, я посчитал данный проект отличной отправной точкой работы в Генпро.
Какой свой проект в Генпро вы считаете самым интересным? А какой самым сложным?
Мне очень нравится проект апартаментов и отеля во Владивостоке «Орлиное гнездо». Именно «Орлиное гнездо» я бы и назвал самым сложным проектом, там были непростые разбивка по планировкам и квартирография. Один из текущих проектов, который мы недавно защитили у губернатора, я бы тоже отнес к категориям сложных — гигантский мастерплан отельного горнолыжного курорта — «Рай-Из» в Ямало-Ненецком автономном округе, который станет самым большим горнолыжным курортом за полярном кругом в мире.
Еще один проект, который хочется выделить, это проект Sydney City, который сейчас является знаковым для Генпро. Также один из новых проектов — Парк «Софрино». Нами был разработан мастерплан с пятнами новых строений в масштабе, а также с нанесением существующих сохраняемых строений. Были разработаны виллы, таунхаусы и корпус нового отеля. Хочется упомянуть и прекрасный проект в Ташкенте, который, к сожалению, так и не был реализован — Orient City. Его отличительная особенность — зеленые насаждения на террасах и параметрический фасад на офисном здании, диктующем входную группу на участок.
Эти проекты я вел от начала до конца и очень ими горжусь! Каждый из этих проектов уникальный, со своими сложностями и отличительными особенностями.
Что по вашему мнению наиболее значимо в профессии архитектора? Какая ваша любимая часть профессии, а что не так сильно привлекает?
Наиболее значимо в архитектуре — желание развиваться, не стоять на месте, а также понимать, что архитектура должна работать на человека. Понимать, что архитектура сейчас — это отчасти технологии, а технологические процессы все время развиваются. Именно поэтому нужно следить за тем, что меняется в архитектуре, чтобы быть «современным», чтобы актуально вписывать свою архитектуру в нашу реальность. Для меня это самое главное в профессии!
Какой совет вы можете дать начинающим архитекторам?
Что я посоветую молодым архитекторам? Как можно больше впитывать в себя, путешествовать, смотреть на то, как архитектура меняется. Не столь важны тенденции, сколько то, как вы можете придумать форму и адаптировать ее в ту или иную среду. А адаптировать ее помогут как раз технологии, даже те, которые, казалось бы, не связаны с архитектурой напрямую. Это может быть искуственный ителлект, материалы, инженерия, метавселенные, урбанистика. Все это постоянно развивается и за этим надо следить! Только совокупность всех вышеперечисленных факторов позволит вам создать уникальный проект и интегрировать его в среду, учитывая современные нужды человека.