3 мифа о предпринимателях, которые могут погубить ваш стартап
О том, что звучит хорошо, но не всегда является правдой и может навредить, рассказал основатель детской школы программирования CODDY Оксана Селендеева
Основатель и CEO CODDY, международной школы программирования для детей (180+ городов, 24 страны). Входит в ТОП-250 руководителей России'23, победитель EY «Деловые женщины» '22, финалист EY '19, '20.
Мифы — это своего рода технология
Понимаю, что для многих это звучит странно, ведь мифы не имеют экранов, батарей или учетных записей пользователей. Но давайте перенесемся на 3000 лет назад и представим себе жизнь в Древней Греции. Мы были бы частью крупной культуры, разбросанной по нескольким городам-государствам. Мы не имели бы самолетов или поездов для путешествий между городами и не могли бы вызвать такси после празднования фестиваля Дионисия. В таком мире, как бы мы узнали, что в одну и ту же ночь в марте нам нужно почитать бога виноделия? Ответ прост — мифы.
Несмотря на отсутствие цифрового интерфейса, мифы — это созданные человеком инструменты, которые позволяют сохранять и передавать культурную информацию через народы, регионы, культуры и времена. Хотя они не всегда полностью правдивы.
Мифы помогают сообществам объяснять сложные и плохо понятные явления
Такие, как восход солнца или удар молнии, способный иногда поджечь все вокруг.
Во времена своего расцвета мифы были самой популярной технологией, помогающей людям понимать окружающий мир. В наши дни они не так очевидны, но все же глубоко укоренены в повседневной жизни. Сейчас мифы могут показаться ненужными, ведь благодаря науке мы лучше понимаем мир, чем древние греки. Однако они остаются столь же распространенными, даже если мы не всегда их замечаем. Например, как мы объясняем успех предпринимателей.
Правда в том, что никто точно не знает, как Стив Джобс или Илон Маск добились своих высот
Их успех — это сложное сочетание навыков, удачи и обстоятельств. Невозможно повторить все те факторы, которые способствовали их успеху, но мы хотим верить, что можно упростить их действия и повторить их путь. Для этого мы и создали миф о предпринимателе, покорившем мир.
Хоть этот миф привлекателен, как и любая мифология, он не всегда соответствует действительности. Это создает проблемы для начинающих предпринимателей: они верят в ложные идеи, что может привести к их провалу.
Чтобы пояснить, что я имею в виду, приведу три примера распространенных мифов о предпринимателях и расскажу, почему вера в них может привести к неудаче.
Миф №1: Предприниматели — это рисковые люди
Спросите кого угодно о предпринимательстве, и вы услышите слова вроде «трудно», «рискованно» и «провал». Да, предпринимательство сложное и рискованное дело, но это не значит, что бизнесмены любят рисковать.
На самом деле, успешные предприниматели делают все возможное, чтобы минимизировать риски. Они не принимают решения, основываясь на интуиции, они стремятся получить проведенные данные и принять лучшее решение.
К сожалению, в общественном сознании миф о том, что предприниматели любят рисковать, очень популярен. И люди, которые только открывают свое дело, начинают думать, что рискованные шаги — это хорошо. В результате, это приводит их к провалу.
Предприниматели работают в рискованных условиях, но они не рисковые люди. Для успеха они делают все возможное, чтобы устранить риски.
Миф №2: Предприниматели — это креативные мыслители
Забавно, когда предпринимателей описывают как креативных людей, называя их «мыслителями вне рамок». Это не только клише, но и неправда.
Лучшие предприниматели избегают креативности, предпочитая использовать проверенные стратегии. Как думаете, почему предприниматели привлекают венчурный капитал. Они делают это именно потому, что не хотят изобретать новые способы работы. Они предпочли бы иметь много денег, чтобы делать все проще и эффективнее.
Предприниматели становятся креативными только тогда, когда у них не хватает ресурсов для простого решения. Таким образом, хоть предприниматели и могут быть креативными, это не всегда хорошо, и они стараются избегать этого, пока возможно.
Миф №3: Предприниматели — это великие лидеры
Почему-то слова «предприниматель» и «лидер» часто идут рука об руку, как будто одно неразрывно связано с другим. На мой взгляд, это не соответствует действительности.
Не каждый предприниматель — лидер. Фактически, немногие предприниматели являются лидерами в своих компаниях. Обычно в команде основателей больше одного человека, что означает, что не менее 50% всех предпринимателей не являются лидерами в своих стартапах. Кроме того, основатели-генеральные директора часто покидают свои посты по мере роста компаний. Это говорит о том, что они либо не умеют быть лидерами, либо просто не хотят ими быть.
Лучшие предприниматели — это те, кто знает, когда им нужно вести, а когда — следовать.