Что такое инженерный коучинг

От инженера, психолога, коуча по классу ICM, автора инженерного коучинга — профессора Зотова А.В., рассказ о методике, меняющей производство

Александр Зотов
Основатель Федерации помогающих профессий

Эксперт, инженер, психолог, коуч первых лиц, автор «инженерного коучинга», член Российской Академии Естествознания, член ICI, АСИ, Союза РПЧ, ректор Института консалтинга и управления (ICM), профессор

Профессиональный коучинг в России обрел свою гавань. Национальным агентством развития квалификаций РФ, начиная с 2024 года, на базе профессионального стандарта «Консультант в области управления персоналом», были внесены в государственный реестр четыре квалификации коучей, а профессия «Коуч» (код: 201869) официально была внесена в общероссийский классификатор тарифных разрядов (ОКПДТР).

Коучинг — это система технологий умеющих создавать условия для раскрытия потенциала и продвижения любой системы. 

Предпосылки

Согласно теории онтогенеза, которая в широком смысле распространяется и на технические системы, индивидуальное развитие включает количественные (рост) и качественные (развитие, дифференциация) изменения в условиях формирующей среды.

Вопросами инициирования, создания и адаптации производственных изделий к эксплуатации занимается область инжиниринга, объемы которого за год в России выросли на 14,1% и достигли рекордных 3,9 трлн рублей.

При этом всегда остается пространство для роста качества процессов и развития в условиях динамической среды, в том числе с учетом интеграции систем взаимодействия, одной из которых является концепт «человек-техника-человек».

Ограничения промышленного инжиниринга

Создание технических изделий максимально привязано к условиям производства и, соответственно, ограничено не только обособленными стандартами, ГОСТами, проектной документацией, но и материально-технической базой.

При этом конечная цель изделия — быть приобретенным. Какой смысл создавать изделие, которое никто не будет потреблять? В попытке оптимизировать конструкцию чаще всего учитываются технические условия создания изделия (станки, оснастка, инструменты), но реже — реальный запрос (потребность) конечного потребителя.

Исключение составляет производство продукции для работы в условиях с высоким риском травматизма — для военных, сотрудников МЧС, спортсменов, медицинских работников и работников транспорта. Оно остается в рамках ведомственного заказа, поэтому там всегда очень узкие и четкие критерии потребления.

Что же касается свободного рынка, то технические изделия часто планируются и запускаются в серию, опираясь на эмпирические данные, в том числе идеи, маркетинговые гипотезы и данные конкурентного анализа.

В результате производство может оказаться в ситуации, когда готовая продукция оказывается невостребованной на рынке. Тогда начинается реактивная кастомизация (доработка) под запросы потребителя.

Что требуется от разработчиков

Независимо от условий вхождения на рынок, изделие подвергается постоянным изменениям. Лучше, если оптимизация будет проходить на этапе проектирования и создания прототипов, а не после, так как это сопряжено со значительными финансовыми затратами.

В результате подобная работа ложится огромной нагрузкой на ИТР-разработчиков и проектировщиков. Именно от них требуются высокие креативные навыки и максимальный творческий потенциал.

Однако любой разработчик изначально ограничен шаблонами и табуированными ограничителями проекта.

На этом этапе требуется удержать в едином ментальном пространстве большое количество параметров, как правило объединенных высоко-уровневыми задачами, такими как: требованиями технического заказа (ТЗ), условиями технического производства, условиями предстоящих продаж, реальным запросом потребителя.

Последний пункт особенно сложен к реализации. Ведь если первые, как правило, очевидны и традиционно находятся перед глазами, то «реальный запрос потребителя» редко бывает доступен по многим причинам. В первую очередь в результате преобладания иррационального мышления потребителя в момент принятия решения о покупке, то есть когда человек думает и заявляет одно, а по факту делает другое.

Пример сложной ситуации

Производитель решил выпускать емкости для воды, руководствуясь своим прошлым опытом производителя, наличием производственных мощностей (по случаю купленный заводик), а также доступностью сырья.

Но вот, выпустив первую партию, оказалось, что емкости не распродаются. Попытка «пойти в народ» и изучить вопрос методом глубинных интервью, опросами, фокус-группами и др. не раскрыла причину плохих продаж.

Таким образом в итоге:

  1. Иррациональное убеждение инженерно-технических работников, что емкости с подобными характеристиками отлично продаются у конкурентов, не позволяло отказаться от фиксации на ошибочном решении.
  2. Иррациональное убеждение потребителей, в том числе тех, кто отказался от покупки, что емкости с подобными характеристиками отлично востребованы и популярны в народе, мешало найти причину, тормозящую продажи.

 Пример успешного решения сложной ситуации

Согласно запросу заказчика на производстве была реализован процесс в контексте методологии инженерного коучинга, который сместил акцент с субъективного мнения потребителя и разработчика на систему коучингового ИКР (идеального конечного результата) с проработкой ее по всем составляющим процесса.

Инженерный коуч, используя технологию, работал с разработчиками (которые отлично знали условия производства, его возможности и ограничения) и сопровождал их до максимально возможного уровня оптимизации (кастомизации) проекта в заданных пределах.

Параллельно, инженерный коуч сопровождал потребителей из заскорузлого пространства мышления деструктивной реальности и создавал новые условия состояний, где открывались футуристичные потребности неочевидного свойства.

В итоге элементарный и малозатратный процесс замены цвета пигмента с синего на зеленый стал идеальным конечным решением. Он позволил открыть продажи и выстроить очередь из клиентов.

Финансовая выгода

Кажущееся «легким» решение стало очевидным и приобрело физические очертания с возможностью реализации только по итогам применения методов инженерного коучинга. Хотя ранее аналогичная мысль неоднократно возникала у разработчиков как идея, но она оставалась в тени других гипотез из-за когнитивных предубеждений. И только инженерный коучинг, пополнивший список «помогающих профессий», смог преодолеть подобные ограничения и активировал потенциал дивергентного мышления.

Что примечательно, прошлые затраты собственника в поиске наилучшего решения обошлись в несколько миллионов рублей:

  • на маркетологов,
  • ребрендинг,
  • рекламу,
  • обновление производственной линейки,
  • замену инженерного состава. 

Предстоящие объемы затрат и его готовность к финансовым вложениям грозили собственнику новыми кредитными обязательствами, долгами в десятки миллионов и рисками банкротства.

Привлечение всего лишь одного коуча, работающего в специализации «инженерный коучинг», решило задачу за 2 рабочих дня на 100%. Финансово это обошлось суммой гонорара размером в  420 тысяч рублей. Как говорится — без комментариев.

Продолжение следует

В своих следующих публикациях продолжу тематический экскурс и подробный рассказ про мои авторские изыскания, итоги процессов апробирования и результативность методологии «инженерного коучинга».

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше