Полезные финансовые привычки предпринимателя
Привычки предпринимателя напрямую влияют на развитие бизнеса. Какие финансовые привычки позволяют строить успешный бизнес
Эксперт по корпоративным финансам, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», ведущая рубрики «Финансовый советник» на Business FM Екатеринбург.
Успешные бизнесмены часто выделяются своими полезными привычками. И это положительно отражается на их компаниях. Рассмотрим ряд самых действенных правил предпринимателей.
Привычка 1. Планирование
«Не составлять планов — значит планировать свое поражение», — говорил Бенджамин Франклин. В результате финансового планирования предприниматель может не только привести свои личные дела в порядок, но и отслеживать показатели бизнеса.
При правильном составлении финансовых планов учитываются:
- доходы от всех источников,
- расходы на разные категории,
- финансовая подушка,
- различные вложения.
В бизнесе в финансовом плане нужно учитывать и показатели эффективности:
- выручку;
- наценку — маржинальную рентабельность;
- постоянные расходы;
- чистую прибыль и чистую рентабельность — основу для будущих инвестиций и дивидендов;
- резервы.
На основе этих данных компании могут предотвращать кассовые разрывы, а также планировать доходы и расходы, движение денежных средств и привлечение заемного финансирования.
При финансовом планировании важно следовать ряду правил:
- Учитывать исторические данные. Стоит пользоваться правилом 1:3 — планировать финансовый период, опираясь на анализ трех предшествующих.
- Прописывать прогнозный баланс. Важно прогнозировать состояние активов и пассивов при планировании доходов, расходов и движения денежных средств.
- Классифицировать расходы по статьям. Каждая статья расходов должна быть понятной. Например, в статье «Прочие расходы» стоит прописать, что в нее входит, и установить лимит — скажем, до 5% всех расходов. При этом сильно дробить расходы тоже не стоит.
- Учитывать все варианты развития. Стоит быть пессимистами в планировании расходов и учитывать непредвиденные обстоятельства.
Привычка 2. Ведение учета
В основу финансовой грамотности для предпринимателей входит привычка считать. Она не только позволяет держать под контролем расходы в личной жизни, но и помогает грамотно управлять бизнесом. Собственнику важно следить за основными показателями, среди которых:
- наценка;
- маржинальность;
- дебиторская задолженность;
- точка безубыточности — отношение постоянных расходов к маржинальной рентабельности;
- чистая прибыль — финансовые результаты отдельно по каждому подразделению, юниту или продукту;
- запас финансовой устойчивости — разница между выручкой и точкой безубыточности;
- величина и рентабельность капитала.
Если компания платит дивиденды собственникам, учет поможет делать это правильно. Сначала рассчитывают размер прибыли за период, затем инвестируют и выплачивают премии.
Привычка 3. Проверка данных
Предпринимателю стоит проверять отчеты сотрудников и достоверность данных с помощью сверок, ревизий, инвентаризаций и аудитов. Это позволит предупредить различные виды убытков, избежать недопониманий.
Обезопасить бизнес и обеспечить сохранность данных можно, если:
- Сопоставлять формы финансовой отчетности.
- Проводить проверочные процедуры бухгалтерского и финансового учета — инвентаризацию активов, делать акты сверок с контрагентами.
- Автоматизировать учетную систему. Это позволит исключить человеческий фактор и минимизировать ошибки.
- Наладить процессы исполнения и контроля, что повысит качество и снизит вероятность манипуляций с отчетностью.
Привычка 4. Формирование финансовых резервов
К полезным финансовым привычкам предпринимателей относят и формирование так называемой «подушки безопасности». Это стоит делать в личных финансах и в бизнесе, поскольку резерв позволяет быстро реагировать на возможности и угрозы. Рекомендуется сохранять от 10 до 20% дохода.
Финансовую подушку необязательно формировать из чистой прибыли, можно искать другие пути.
Один из вариантов — оптимизация расходов. Это не только путь увеличения эффективности бизнеса, но также хороший способ найти деньги на резервы.
Резервы должны соответствовать свойствам: надежность, ликвидность, доходность. Поэтому финансовыми резервами могут быть:
- деньги на депозите,
- быстрореализуемые активы,
- невыбранный лимит по кредитной линии.
Привычка 5. Создание реестра обязательных платежей
Чтобы не пропускать сроки платежей и снизить риск штрафов, рекомендую составить платежный календарь и строго следовать ему. Это оперативный финансовый план, в котором отражаются поступления и выплаты денежных средств с детализацией по дням.
В бизнесе планировать график платежей можно двумя способами:
- на основе заключенных договоров,
- на основании счетов и заявок подразделений.
Стоит распределить все платежи по приоритетам: от самых важных к менее значимым. Например, план может быть такой:
- платежи, без которых остановится деятельность компании, — налоги, лицензионные платежи, зарплата сотрудников;
- платежи поставщикам с наиболее строгими санкциями за несоблюдение сроков;
- платежи по производственной деятельности;
- управленческие и коммерческие расходы;
- прочие расходы по административно-хозяйственным статьям.
Привычка 6. Упор на цифры
Самые эффективные решения принимаются на предпринимательском чутье с опорой на точные цифры, которые можно взять из управленческого учета. В нем есть вся необходимая бизнес-аналитика, которая может показать последствия тех или иных действий. Цифры позволят при необходимости скорректировать стратегию.
Чтобы цифры были корректными и отражали реальную картину бизнеса, предпринимателю важно сформировать привычку своевременно заносить данные в учетную или другие системы.
Привычка 7. Создание профессионального финансового учета
Начинающие предприниматели часто недооценивают финансовый учет и пытаются экономить на специалистах и системах аналитики. Опытные бизнесмены знают, что подробная финансовая отчетность позволяет понять эффективность направлений и модели бизнеса в целом и контролировать бизнес-процессы.
Грамотный финансовый учет позволяет сделать отчетность:
- исчерпывающей — отражающей показатели каждого направления;
- сопоставимой — позволяющей отследить динамику в сравнении с аналогичными периодами в прошлом;
- достоверной — в противном случае отчетность теряет всякий смысл;
- своевременной — представленной тогда, когда эти сведения могут повлиять на управленческие решения.
Вышеперечисленные привычки составляют основу финансовой грамотности предпринимателей, без которой невозможен стабильный бизнес.