Эволюция кейтеринга: как изменился сервис за 5 лет
Вопреки колебаниям рынка, кейтеринг в России вышел на новый уровень. Рассказываем, с чем это связано и какие тренды набирают обороты в индустрии
Юлия — специалист с более чем 10-летним опытом в event-индустрии, рассказывает о текущих тенденциях, которые диктуют спрос на уникальные и персонализированные мероприятия.
Как выглядел рынок до пандемии
Активный рост кейтеринга в России начинается в конце 2010-х — ситуация в стране стабилизировалась после политических и экономических потрясений, на рынке сложилась благоприятная конкурентная среда. Кейтеринговые компании начали бороться за клиентов, а рынок и уровень сервиса стали расти.
Основная аудитория бизнеса в это время — корпоративные клиенты. Стоимость услуг была высокой и недоступной для большинства частных лиц. Компании заказывали фуд-сопровождение на конференции, корпоративы и семинары.
В 2018 году в России проходил Чемпионат мира по футболу и event-индустрия осознала плюсы сотрудничества с кейтеринговыми компаниями: можно сосредоточиться на ведении основного бизнеса, а задачи по фуд-сопровождению — делегировать. Поэтому по итогам 2019 года средний прирост выручки в этом направлении составил 18%.
Как пандемия повлияла на сферу кейтеринга
Пандемия на несколько месяцев фактически приостановила деятельность кейтеринговых служб — все массовые мероприятия были запрещены.
В это же время увеличивается спрос на услуги по доставке готовой еды, рынок растет и конкуренция усиливается. Обилие предложений приводит к тому, что люди стали более требовательны к внешнему виду, упаковке и скорости доставки еды.
Когда ограничения сняли, спрос на услуги бизнеса снова вырос. Но кейтеринговым службам пришлось подстраиваться под новые реалии и требования рынка.
Почему рынок начал расти
2020-2022 годах на рынке кейтеринга наблюдается спад, а в 2023 году объем рынка увеличивается на 9,3%. На это есть несколько причин.
Первая причина роста — восстановления рынка деловых мероприятий в офлайн-формате. Люди постепенно «возвращаются» с удаленки. Большие корпоративы пока готовы устраивать не все, а локальные фуршеты на небольшую компанию или отдел набирают популярность.
Вторая причина — бизнес смог подстроиться, удовлетворить новые запросы и потребительские привычки клиентов: предоставил возможность делать заказ онлайн, обеспечил быструю доставку, сделал акцент на эстетической составляющей. Клиентам нужен был новый уровень сервиса, безупречный внешний вид блюд и экспресс-доставка. Бренд Preparty выходил на рынок в пандемию, когда эта тенденция уже прослеживалась: поэтому мы настроили собственную логистику для доставки заказа в течение суток и разработали специальную упаковку для транспортировки и сервировки блюд.
Третья причина — повышение спроса на событийный кейтеринг: в 2023 году он вырос на 53%. Это стало следствием сформировавшейся в пандемию культуры заказа еды с доставкой. Но, несмотря на большой потенциал сферы, она остается чувствительной к кризисам — и компании, и частные заказчики стараются не вкладывать средства в сферу развлечений в периоды неопределенности.
Тренды кейтеринг-индустрии
Кейтеринг сегодня — это искусство презентации еды. Клиенты оценивают не только вкусовые качества, но и внешний вид блюд, дизайн упаковки, оригинальность подачи, состав и концепцию.
В 2024 году в кейтеринг-индустрии есть несколько трендов:
- персонализация;
- акцент на эстетику;
- креативный подход к оформлению;
- автоматизация процессов;
- продвижение «зеленой повестки».
Персонализация
В кейтеринге тренд проявляется в индивидуальном подходе к разработке меню. У людей много предпочтений в еде: кто-то не переносит лактозу, кто-то не ест мясо, а у кого-то аллергия на определенный вид рыбы. Эти предпочтения — возможность для компаний побороться за клиентов. Следовательно, кейтеринговые службы постоянно расширяют диапазон предложений. Например, мы в Preparty стремимся выстраивать долгосрочные отношения с покупателями и ведем базу, где указываем их особенности питания и предпочтения. Так при повторном обращении клиенту не нужно будет повторять эту информацию.
Акцент на эстетику
Внешний вид еды на мероприятии отражает статус организатора, и поэтому должен быть безупречен. Кейтеринговые компании в сегментах «премиум» и «люкс» нанимают креативных шефов для создания шедевров: блюдо должно быть вкусным и вызывать устойчивое желание опубликовать его в социальных сетях.
Креативный подход к оформлению
Кейтеринг — это гастрономическое впечатление. Пластиковая посуда его испортит. Поэтому конкурентным преимуществом будет оригинальный дизайн упаковки, который подчеркнет эстетику блюда. Например, мы в Preparty создали и запатентовали трехуровневую коробку для закусок — она демонстрирует еду и помогает обойтись без дополнительной посуды. А еще такой бокс помогает организовать фуршет за минуту.
Тренд на автоматизацию
Чем меньше времени у клиентов отнимет оформление заказа, тем выше шанс, что они вернутся в компанию повторно. Раньше на согласование меню, даты и способа доставки могли уходить недели, а сегодня бренды стараются сократить время оформления. Мы предложили нашим клиентам оформлять заказ через сайт: можно не общаться с менеджером, не скачивать приложение и не проходить долгую процедуру регистрации.
Тренд на экологичность
В сфере кейтеринга тренд проявил себя в отказе от пластиковых упаковок и посуды, хотя раньше они были естественной частью выездных мероприятий. Например, мы в Preparty отказались от пластика полностью. Это дань экологии и эстетике — альтернативные виды упаковки сохраняют внешний вид закусок и выглядят привлекательнее пластиковых контейнеров.
Пандемия COVID-19 стала испытанием для отрасли, но создала новые тренды и ускорила эволюцию индустрии. Компании, сумевшие быстро перестроиться и удовлетворить новые запросы клиентов, получили конкурентное преимущество. Поэтому сегодня кейтеринг в России демонстрирует рост и повышение уровня сервиса, несмотря на политическую нестабильность и экономические колебания.