Как помочь взрослым людям быстро влиться в большой новый коллектив
Резидент CLUB 500, «Бадди года 2023» Мики Фузайлов рассказывает о системе наставничества в бизнес-клубе
Оказываясь в незнакомой компании, человек может чувствовать себя неуверенно. А если в этой компании больше тысячи человек, то понять, с кем лучше начать общение, становится еще сложнее. Для быстрой и эффективной адаптации в CLUB 500 уже на протяжении трех лет существует система бадди (от англ. buddy — «друг, приятель») — наставников или проводников из числа опытных резидентов. Они сопровождают новых участников в первые месяцы в клубе, знакомят их с правилами, рассказывают про жизнь сообщества и помогают завести полезные связи.
Как стать наставником
Стать бадди может любой резидент. Либо он сам решает занять эту должность, либо его кандидатуру предлагает кто-то из команды клуба. Затем проходит собеседование с «верховным» бадди — тимлидом направления. Чтобы стать наставником, резидент должен иметь «твердый», понятный, экологичный бизнес, разделять ценности клуба, обладать лидерскими качествами и хорошей репутацией, а также искренне хотеть помогать другим.
Если человек соответствует всем требованиям, он проходит обучение и получает первых подопечных. Затем каждый месяц наставник совершенствует свои коммуникативные, лидерские и организаторские навыки с помощью чек-листов, видеоуроков и других материалов.
Как работает система бадди
Формально наставники сопровождают своих подопечных в течение первых трех месяцев, но остаются на связи и поддерживают их и после завершения периода адаптации. Лично я уже три года в клубе и у меня все еще есть бадди. Да и сам я с некоторыми подопечными уже больше года. В среднем каждый бадди берет на себя от 5 до 15 резидентов.
Обычно наставник и его подопечный встречаются лично или онлайн в первую неделю, а затем общаются удобном для них формате. Бадди на первых порах лучше всех знает своего «новичка». Он помогает ему построить путь в клубе с опорой на индивидуальные потребности: подсказать мероприятия, посоветовать людей из нужной сферы, помочь получить решение конкретного запроса. В общении акцент делается не только на бизнесе, но и просто на жизни резидента: его увлечениях, интересах и хобби.
Мне кажется, что эта система одинакова полезна как для новичков, так и для опытных резидентов, которые благодаря наставничеству отлично прокачивают свои софт-скиллы. Я вырос в Израиле и служил в армии. Там есть практика выбора командиров: первые полгода проходят усиленные тренировки, на тебя смотрят психологи и другие командиры, ищут в тебе лидерские качества. Впоследствии я тоже стал командиром и начал искать это в новичках. Как определяют, лидер человек или нет? Лидер не ждет, когда ему скажут, что делать. Он, если видит, что что-то не так, начинает это менять, улучшать. Так и наставник в клубе — он не ждет, когда ему дадут какую-то ответственность, он сам ее просит и берет. Это очень круто.
Наставники не зарабатывают на этой деятельности, однако получают гораздо больше, чем просто деньги — признание, доверие и уважение со стороны сообщества. Я в клубе уже три года и взял от него очень много: знания, окружение, рост в бизнесе, бесконечный прилив сил на каждом мероприятии. У меня не было цели или запроса кому-то что-то продавать, я просто хотел начать мыслить как другие бизнесмены. Но получилось, что уже с первого года мой продукт — ювелирку и бриллианты — стали покупать многие одноклубники. И мне очень захотелось вернуть эту энергию — так я стал бадди.
Есть и свои нюансы. Наставничество — очень энергозатратная деятельность. Ты много отдаешь как времени, так и эмоций, постепенно случается выгорание. Необходимо вовремя его распознать, чтобы и бадди остался в ресурсе, и новички не оказались обделенными вниманием.
В конце каждого года на итоговом слете клуба участники выбирают «бадди года» — в прошлом году наградили меня, что очень приятно и ответственно одновременно. Звание присуждается наставнику, лучше всех проявившему себя на этой позиции, учитываются также число его подопечных и обратная связь от них.
Что дает бизнес-клубу система бадди
Очень многое, ведь по сути бадди — это лицо клуба, от них во многом зависит, понравится ли новичку в сообществе.
Благодаря наставникам новые резиденты быстрее адаптируются и начинают общаться с другими членами сообщества. Они заводят дружбу, обмениваются информацией и опытом, а это и есть одна из главных целей существования клубов.
Кроме того, бадди знакомят новичков с правилами, культурой и традициями клуба. Это помогает избежать конфликтов и неприятных ситуаций, которые могут возникнуть из-за банального недопонимания, а также формирует будущую поведенческую модель новичка в клубе.
И, наконец, когда новички получают внимание и поддержку от бадди, они чувствуют свою значимость и нужность. Это повышает их лояльность и удовлетворенность, а это самое главное.