ГТК «Русмарин» 26 августа 2024

Экспедирование негабарита в современных реалиях: самые частые ошибки

Негабарит занимает отдельную нишу в сфере грузоперевозок ввиду целого ряда нюансов, ограничений и дополнительных условий. О частых ошибках — в материале

Олеся Манукян (Сальникова)
Менеджер по продажам Группы транспортных компаний «Русмарин»

Один из ведущих менеджеров по продажам Московского офиса Группы транспортных компаний «Русмарин»

К негабаритам относят любые грузы, имеющие нестандартные параметры — будь то очень большие размеры или масса. Их характеристики не позволяют осуществить доставку в классических средствах транспортировки — контейнерах, вагонах поезда или кузовах автомобилей. Транспортировка таких грузов требует соблюдения многих условий и получения специальной разрешительной документации для экспедирования, а нарушение правил и закрепленных законом норм карается крупными штрафами, а также сопровождается задержками при проверке или переоформлении документов.

Менеджер по продажам Группы транспортных компаний «Русмарин» Олеся Манукян (Сальникова) рассмотрит самые распространенные ошибки при перевозке негабарита, которые приводят к увеличению транзитного времени и становятся причиной возникновения дополнительных расходов как для отправителя, так и для получателя груза:

Когда отправитель предоставляет некорректные документы

Транспортировка негабарита возможна только при наличии специального разрешения. В документе указывается категория груза, маршрут следования и другая важная информация.

Подготовка и подача документов в соответствующие органы — один из важнейших этапов экспедирования, и во избежание отказа в предоставлении документов я советую собирать и предоставлять полный перечень документов, включая чертежи груза, его технический паспорт, маршрут перевозки и информацию о водителе. Отмечу также, что в некоторых случаях требуется оформление специальных разрешений — международных при экспедировании между странами или межрегиональных при перевозке через несколько регионов.

Нередко сложности при перевозке негабаритных грузов возникают сразу на данном этапе — например, если отправитель заявит в документах неверные габариты груза. В таком случае при проверке клиенту будет отказано в дальнейшей транспортировке, а груз переместят на штрафстоянку до предоставления верных данных и оплаты штрафа. Это чревато как возникновением дополнительных расходов для клиента (от 150.000 рублей для юридических лиц), так и увеличением транзитного времени перевозки.

Когда отправитель не учитывает особенности перевозки негабарита

Несмотря на то, что перевозка негабаритных грузов пользуется популярностью у клиентов, не все из них по сей день обращают внимание на специфику такого экспедирования. Например, многие ошибочно думают, что негабаритная перевозка ничем не отличается от контейнерной, а ведь разница между ними существенная:

  1. Сроки сбора и предоставления документов для организации перевозки негабаритного груза обычно больше, чем для стандартного экспедирования ввиду большого количества требуемой документации. Кроме того, для экспедирования негабарита требуется сертификат крепления, а на его разработку и согласование необходимо дополнительное время.
  2. Ставки на хранение негабарита в порту значительно отличаются от условий по классическим грузоперевозкам — платное хранение негабаритных грузов начинается с первого дня, что может привести к возникновению дополнительных расходов в том случае, если отправитель решит заблаговременно доставить груз в порт.
  3. Особые условия по переразмещению букинга. В том случае, если по каким-либо причинам не удается уложиться в изначальные сроки и разместить груз на планируемом судне, необходимо оперативно переразместить букинг на следующее судно. Нарушение этих сроков ведет к выставлению штрафа, так как считается отменой букинга. Также не могу не отметить, что переразмещение негабарита всегда занимает больше времени, чем в случае с обычным контейнером — ведь груз нестандартных размеров невозможно оперативно перенести на следующее судно, выходящее, допустим, через неделю. В лучшем случае выход будет перенесен практически на месяц, что также скажется на общих транзитных сроках.
  4. Необходимость дополнительной упаковки негабаритного груза. Ввиду нестандартных характеристик негабаритные грузы не представляется возможным загрузить в обычные контейнеры или укомплектовывать близко друг к другу. Поэтому они больше подвержены механическому или погодному воздействию и требуют дополнительной защиты — пленки, решеток, чехлов или тросов. Если отправитель решит пренебречь дополнительной упаковкой, то негабарит может пострадать в пути следования, в ходе погрузке или выгрузки.

Когда не проводится фотофиксация в процессе перевозки

Так как экспедирование негабарита сопряжено с рядом трудностей и потенциальных рисков, я рекомендую всегда фиксировать состояние груза, его крепление, а также весь процесс затарки, растарки, погрузки и разгрузки. Дополнительная съемка, к сожалению, не может уберечь негабарит от всех рисков, однако окажется полезным доказательством в том случае, если груз все-таки пострадает в пути.

При организации перевозки негабаритов нередко на погрузку и выгрузку приглашают специалистов — сюрвейеров. Это инспектор или агент страховщика, который осматривает груз, фиксирует его состояние и наличие повреждений, целостность упаковки и другие важные аспекты перевозки. Благодаря сведениям, полученным от сюрвейера, экспедитор или клиент смогут обратиться в страховую компанию, если по чужой вине возникнут дополнительные расходы.

Экспедирование негабарита в современных реалиях: самые частые ошибки

Это лишь самые основные аспекты, на которые стоит обращать внимание при подготовке к отгрузке негабарита. Данная задача — весьма ответственное и непростое дело, поэтому доверять ее следует только профессионалам, которые проследят за тем, чтобы доставка прошла по всем правилам международной перевозки негабаритных грузов, возьмут на себя подготовку всей необходимой сопроводительной документации, таможенное оформление и другие процессы.